Прямое воздействие на подчиненных

По способу доведения до исполнителей задания могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от срочности и важности решаемой проблемы, взаимоотношении между руководителем и подчиненными.

От того как ставятся задания, во многом зависит качество исполнения, поэтому может быть использован ряд дополнительных мер воздействия на исполнителя, например убеждение, апелляция к логике, пожелание или просьба, обещание вознаграждения, угроза.

В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития сотрудников задания по форме могут быть директивными (приказ, распоряжение, указание, поручение и проч.) и демократическими (совет, рекомендация, просьба, вызов добровольцев).

Задание конкретному исполнителю, реализующее управленческое решение, или по поводу конкретного дела, может содержаться в приказе, резолюции, письме, устном высказывании.

Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно и в установленный срок выполнить задание. По содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим.

Распоряжение (оперативный, менее жесткий приказ) – предписание выполнить те или иные действия, исходя из ситуации.

Поручение регламентирует только содержание задания, оставляя подчиненным выбор способа действий, а иногда и срока исполнения. Поручения даются в спокойной обстановке, особенно если они важные, и не должны звучать как приказ.

Указание касается путей и методов решения отдельных проблем.

Инструктирование – это объяснение правил выполнения требуемых действий, постановление – вариант инструктирования, содержащий более жесткие требования.

Совет (основан на уважении) также не является приказом, оставляет определенную свободу и в отношении содержания, сохраняя незыблемой лишь его самую глубокую суть, но руководитель надеется, что он будет учтен.

Если задание обычное, а отношения доверительные, то задание лучше облекать в форму просьбы, однако категоричность мнения руководителя должна быть им понятна.

Задачи, содержащиеся в задании, должны отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать реальным возможностям исполнителей.

2. Быть понятно изложенными. Исполнителю необходимо объяснить, что и к какому сроку требуется сделать, какие средства при этом использовать, какова его собственная роль, с кем поддерживать контакты, каковы последствия в случае удачного или неудачного завершения работы.

3. Логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только смысл задания, но его важность и обоснованность.

4. Давать возможность проявлять инициативу и признавать право на ошибку.

Организация выполнения задания должна предполагать:

1. Четкую регламентацию, во многом обеспечивающую исполнительскую дисциплину.

2. Обеспечение условий для мобилизации инициативы исполнителей на основе положительного отношения к заданию. Это достигается:

· Возможностью проявления личных способностей, самостоятельности

· Пониманием важности, ответственности задания

· Наличием сроков исполнения и формы отчетности

· Формирование у работника определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договорённости, обличения задания в форму вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить.

Прямое воздействие на подчиненных имеет целью добиться от них необходимого поведения. Его инструментами являются убеждение, внушение, критика, похвала, порицание, просьба и проч. Рассмотрим некоторые из них.

Убеждение – это воздействие, предназначенное для того, чтобы доказать истинность того или иного положения, которое активизирует мышление, но одновременно задевает чувства, вызывает переживания, способствующие принятию сделанных предложений.

Внушение рассчитано на некритическое восприятие слов, мыслей и волевых импульсов, поэтому отличается об убеждения категоричностью, давлением воли и авторитета.

Похвала должна следовать за любыми достойными действиями, способствующими достижению целей организации.

Критика, т.е. отрицательная оценка недостатков и упущений в работе, должна гасить сопротивление, быть прежде всего конструктивной, способствовать восприятию рекомендаций, стимулировать позитивные действия человека и указывать на их возможные варианты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: