Статья 23. Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

Глава 29. Валютный контроль таможенными органами Российской Федерации

Раздел VI. Валютный контроль

Статья 198. Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль
Государственный таможенный комитет Российской Федерации является органом валютного контроля в Российской Федерации.
Иные таможенные органы Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету Российской Федерации.
Функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации, указанных в части второй настоящей статьи, при осуществлении валютного контроля определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля.

Статья 199. Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Статья 200. Осуществление валютного контроля таможенными органами Российской Федерации
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом применительно к таможенному контролю.

Статья 201. Ответственность за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами Российской Федерации
При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.
В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.

____________________

\

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

3. Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации;

2) для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация была предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

13) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

14) документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в подпункте "а" пункта 6 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

5. Органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются органами и агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные соответственно органом валютного контроля или агентом валютного контроля копии.

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах. Указанное положение не распространяется на случаи утраты представленных документов вследствие непреодолимой силы. В случае изменения сведений, указанных в представленных документах, резидент или нерезидент обязан сообщить об этом соответствующему органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, представив необходимые документы, подтверждающие соответствующие изменения. Для подтверждения фактов у резидентов и нерезидентов могут быть истребованы только те документы, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота. В этом случае составления отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

6. Утратил силу.

6.1. Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Таможенные органы передают в электронном виде информацию, предусмотренную настоящей частью, уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров.

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую, налоговую, иную охраняемую законом тайну, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.1. Представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала им известна при осуществлении их полномочий.

8.2. Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 - 16 настоящей статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

9.1. Уполномоченные банки и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом - резидентом требований статьи 19 настоящего Федерального закона передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к этому лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.

10. Уполномоченные банки и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" передают информацию в соответствии с частями 9 и 9.1 настоящей статьи в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

13. Уполномоченные банки и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документ о государственной регистрации юридического лица - резидента;

4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;

5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;

7) паспорт сделки;

8) таможенные декларации.

14. Запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных в части 13 настоящей статьи документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

15. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" таможенных декларациях на товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

16. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

17. Органы и агенты валютного контроля при осуществлении обмена информацией в соответствии с настоящим Федеральным законом в форме электронных документов наряду с электронной цифровой подписью могут использовать иные способы защиты электронных документов от подделки, позволяющие идентифицировать отправителя электронных документов и установить отсутствие искажений в них. При осуществлении обмена информацией в электронном виде органы и агенты валютного контроля обеспечивают защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

_____________________________________

Место налоговых органов в сфере валютного контроля

Целью проведения налоговыми органами мероприятий валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, использование механизма валютного контроля для повышения эффективности налогового контроля, а также документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных нарушений валютного законодательства и отражение их в протоколах об административных правонарушениях.

Налоговые органы в соответствии со статьей 22 Закона N 173-ФЗ являются агентами валютного контроля и помимо обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществляют контроль за проведением резидентами и нерезидентами валютных операций (налогоплательщиками (за исключением кредитных организаций, и валютных бирж и не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра).

Организация и проведение налоговыми органами мероприятий валютного контроля

Мероприятия валютного контроля должностными лицами налоговых органов осуществляются одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок, а также в ходе самостоятельных проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства путем запроса у проверяемого лица документов и информации, предусмотренных частью 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, или начинаются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Такими основаниями являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В силу того, что статьи 88-89 Налогового кодекса РФ претерпели изменения, в части назначения и проведения камеральных и выездных налоговых проверок (в связи с вступлением в действие Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ), налоговый орган не может включать вопросы проверки по валютному контролю в решение о проведение выездной налоговой проверки, а должен вынести отдельное решение о проведении мероприятия валютного контроля, в котором должны быть указаны вопросы, подлежащие проверке.

Действующим валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрено право органов и агентов валютного контроля разрабатывать соответствующие формы решений о проведении проверок соблюдения валютного законодательства. Решение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется им только для учета и отчетности о проведенных мероприятий валютного контроля.

При этом необходимо отметить, что валютным законодательством не ограничены ни сроки, ни периоды проведения проверок соблюдения валютного законодательства, а также количество проведения проверок одного лица за какой-либо период времени. Поэтому при вынесении решения о проведении проверки соблюдения валютного законодательства необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Право истребовать у резидентов и нерезидентов необходимые документы и информацию в целях проведения проверки соблюдения валютного законодательства, установлено частью 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ.

При подготовке к проверке соблюдения резидентом или нерезидентом валютного законодательства, а также в ходе проведения указанной проверки, должностным лицом налогового органа должны быть использованы документы и информация, имеющиеся в распоряжении налогового органа, в том числе представленные налогоплательщиками и иными лицами в ходе выездных налоговых проверок.

Письменное требование, подписанное руководящим должностным лицом налогового органа, проводящего мероприятие валютного контроля, должно содержать перечень необходимых для проверки документов. Указанное требование направляется в адрес проверяемого лица с уведомлением о вручении. При этом обязательный срок, указанный в требовании для представления документов, не может составлять менее семи рабочих дней.

В случае отсутствия необходимой информации для проведения мероприятий валютного контроля, налоговые органы запрашивают документы, связанные с проведением валютных операций, у контрагентов проверяемых лиц.

От уполномоченных банков, налоговые органы могут получить сведения о проверяемом налогоплательщике в силу части 6 статьи 22 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ.

В настоящее время такого порядка Банком России не установлено, однако это не является основанием для отказов банками в представлении документов налоговым органам, как агентам валютного контроля.

Также необходимые документы и информация могут быть запрошены у других органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов на основании совместных соглашений, приказов о взаимодействии и обмене информацией.

При проведении проверки, в зависимости от осуществляемых резидентом валютных операций, можно запросить у резидента или уполномоченного банка, осуществляющего его банковское обслуживание, следующие документы (копии):
документы, являющиеся основанием для проведения внешнеторговых операций (экспорт, импорт):

· контракты (договора, соглашения) с нерезидентами с изменениями и дополнениями;

· паспорта сделок (ПС);

· таможенные декларации;

· справку о подтверждающих документах, представляемая резидентом в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (банк ПС) в соответствии с Положением Банка России от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (Положение N 258-П);

· в случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, справку, представляемую резидентом в банк ПС, содержащую информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней валютных операций по контракту, и копию заявления о резервировании, в соответствии с Инструкцией Банка России от 01.06.2004 г. N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций" (Инструкция N 114-И) и платежное поручение, на основании которого осуществляется перечисление суммы резервирования со счета клиента, с которого вносится сумма резервирования, для зачисления ее на отдельный счет в исполняющем банке;(1)

· в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, справку, представляемую резидентом в банк ПС, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств;

· при использовании резидентом способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом по контракту, указанных в статье 17 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", копии документов, представляемые резидентом в банк ПС, подтверждающих наличие соответствующего обеспечения;(2)

· справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, оформляемую в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией Банка России от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (приложение 1. Инструкция N 117-И);

· при осуществлении валютных операций в валюте Российской Федерации, расчетный документ, представляемый резидентом в уполномоченный банк, оформленный в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией N 117-И;

· разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

· ведомость банковского контроля;

· выписку по лицевому счету (распечатку) по состоянию на календарную дату или за определенный период и документы, на основании которых банком совершена кредитовая запись по счету, подтверждающие зачисление банком денежных средств на счет резидента;

· иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции;

При получении запрашиваемых документов налоговым органом проводится их анализ на предмет:
а) полноты и своевременности зачисления резидентом на свои счета в уполномоченных банках экспортной выручки или возврата в Российскую Федерацию средств, уплаченных нерезидентам по неисполненным импортным договорам (контрактам);

б) соблюдения резидентом установленного требования о резервировании, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 16.05.2005 г. N 302 "О порядке осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности");(3) в) выполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (часть 1 статьи 21 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Инструкция Банка России от 30.03.2004 г. N 111 -И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (Инструкция N 111-И);(4) г) соблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (Инструкция N 117-И, Положение N258-П);

д) в случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке за пределами территории РФ, соблюдение установленного требования об уведомлении налогового органа по месту своего учета об открытии (закрытии) данного счета (вклада) или требования о предварительной регистрации счета (вклада) открываемого в банке за пределами территории РФ (части 2 и 3 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", Постановление Правительства РФ от 17.10.2005 г. N 623 "Об утверждении Правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ").(5)

Документы, являющиеся основанием для проведения расчетов и переводов при приобретении резидентом у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентом вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами:(6)

- контракты (договора) с нерезидентом с изменениями и дополнениями;
- договор с уполномоченным банком об открытии специального счета для проведения данной валютной операции;
- банковские выписки по специальному счету, подтверждающие проведение указанной валютной операции;
- письменное заявление резидента в уполномоченный банк о внесении суммы резервирования по соответствующей операции;
- платежное поручение уполномоченному банку на перечисление суммы резервирования со своего счета, с которого вносится сумма резервирования, для зачисления на отдельный счет в уполномоченном банке;
- банковские выписки, подтверждающие внесение резидентом суммы резервирования;
- справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции;
При получении запрашиваемых документов налоговым органом проводится их анализ на предмет:
а) соблюдения установленного требования о резервировании, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 г. N 204 "О порядке осуществления расчетов и переводов при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами);

б) соблюдение установленного порядка или сроков представления в уполномоченные банки форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка резервирования, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов (Инструкция N 117-И).

документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, связанных с получением от нерезидента и представлением нерезиденту кредитов и займов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации:

· кредитный договор (договор займа) с нерезидентом с изменениями и дополнениями;

· паспорт сделки по кредитному договору (договору займа);

· разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по кредитному договору (договор займа), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

· договор с уполномоченным банком об открытии специального счета для проведения данной валютной операции;

· письменное заявление резидента в уполномоченный банк о внесении суммы резервирования по соответствующей операции;

· платежное поручение уполномоченному банку на перечисление суммы резервирования со своего счета, с которого вносится сумма резервирования, для зачисления на отдельный счет в уполномоченном банке;

· банковские выписки, подтверждающие внесение резидентом суммы резервирования;

· расчетный документ (распоряжение) резидента на осуществление перевода на специальный банковский счет (со специального банковского счета) резидента в иностранной валюте, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком резиденту заявления о резервировании;

· справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции;

· справку о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам - при осуществлении валютных операций по кредитному договору через счета, открытые в банке, расположенном на территории иностранного государства в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России;

· справку, содержащую информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств, в случае проведения валютных операций по кредитному договору, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС;

· в случае если по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательства между резидентом и нерезидентом по кредитному до говору были исполнены способом, отличным от способа исполнения обязательств в виде расчетов и переводов в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, документы, представляемые резидентом в банк ПС, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;

· иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции;

При получении запрашиваемых документов налоговым органом проводится их анализ на предмет:
а) соблюдения установленного требования об использовании специального счета, в соответствии с порядком, установленным Банком России (Инструкция Банка России от 07.06.2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", утратила силу с 01.01.2007 г. в связи с Указанием Банка России от 29.05.2006 г. N 1688-У;(7) б) соблюдения установленного требования о резервировании, в соответствии с порядком, установленным Банком России (Инструкция N 114-И, Указание Банка России N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов", утратило силу с 01.07.2006 г. в связи с изданием Указания Банка России от 29.05.2006 г. N 1689-У);

в) соблюдение установленных порядка или сроков представления в уполномоченные банки форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и или резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (Инструкция N 117-И).

документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций связанных с приобретением резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента внешних ценных бумаг:

· контракты (договора) с нерезидентом с изменениями и дополнениями;

· договор с уполномоченным банком об открытии специального счета для проведения данной валютной операции;

· письменное заявление резидента в уполномоченный банк о внесении суммы резервирования по соответствующей операции;

· платежное поручение уполномоченному банку на перечисление суммы резервирования со своего счета, с которого вносится сумма резервирования, для зачисления на отдельный счет в уполномоченном банке;

· банковские выписки, подтверждающие внесение резидентом суммы резервирования

· расчетный документ (распоряжение) резидента на осуществление перевода на специальный банковский счет (со специального банковского счета) резидента в иностранной валюте, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком резиденту заявления о резервировании;

· справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции.

При получении запрашиваемых документов налоговым органом проводится их анализ на предмет:
а) соблюдения установленного требования об использовании специального счета, в соответствии с порядком, установленным Банком России (Инструкция N 116-И);

б) соблюдения установленного требования о резервировании, в соответствии с порядком, установленным Банком Россия (Инструкция N 114-И, Указание N 1465-У);

г) соблюдения установленных порядка или сроков представления в уполномоченные банки форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов (Инструкция N 117-И).

документы, являющиеся основанием для исполнения резидентом обязанности по обязательной продаже части валютной выручки:

· уведомление уполномоченным банком резидента о поступлении (зачислении) на его транзитный валютный счет валютной выручки;

· договор резидента с уполномоченным банком об открытии текущего валютного счета (и в связи с этим одновременно транзитного валютного счета);

· распоряжение резидента уполномоченному банку (либо через уполномоченный банк на валютной бирже, на внебиржевом рынке, Банку

России) об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, перечислении суммы в валюте Российской Федерации, полученной от обязательной продажи части валютной выручки, на свой банковский счет в валюте Российской Федерации, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после осуществления обязательной продажи (включая поступления в иностранной валюте, не являющиеся объектом обязательной продажи), на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте;
- справку, идентифицирующую указанную в уведомлении уполномоченного банка сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи;
- банковские выписки, подтверждающие проведение операции по обязательной продаже части валютной выручки резидента.
При получении запрашиваемых документов налоговым органом проводится их анализ на предмет:
а) выполнения обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (пунктом 1.2 Инструкции N 111-И обязательная продажа части валютной выручки резидентов в период с 18.06.2004 г. по 26.12.2004 г. установлена в размере 25 процентов, с 28.12.2004 г. по 25.04.2006 г. в размере 10 процентов, а с 26.04.2006 г. в размере О процентов);

б) соблюдения установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов (Инструкция N 117-И).

Помимо контроля за проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, налоговые органы осуществляют контроль:

· за порядком открытия (закрытия) резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации;

· за порядком и сроками представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а также за правилами оформления паспортов сделок и сроками хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Документы, представляемые резидентами в налоговые органы в связи с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации:
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Документы, представляемые резидентом в налоговый орган при открытии (закрытии) счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации:
уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.08.2006 г. N САЭ-3-09/518@ (зарегистрирован в Минюсте России 06.09.2006 г. N 8221). До введения в действие указанного приказа ФНС России (до 22.09.2006 г.) при сообщении соответствующих сведений ФНС России рекомендовалась к использованию форма уведомления, утвержденная приказом ФНС России от 06.10.2005 г. N САЭ-3-24/493@ "Об утверждении формы уведомления резидентами налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации";

документы представляемые резидентами для предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2005 г. N 623 "Об утверждении Правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 623)(8);

При проведении проверки порядка открытия резидентами счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, необходимо проконтролировать исполнение резидентами части 1, частей 2 и 3 статьи 12, а также статьи 18 Федерального закона (с 01.01.2007 г. часть 3 статьи 12 и статья 18 Федерального закона утратили силу).

За непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии счета (вклада) в банке за пределом территории Российской Федерации, т.е. за нарушение установленного порядка открытия счета (вклада), частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением физических лиц-резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком РФ. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. N 819 "Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации"

При получении от резидента отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации налоговый орган должен проверить следующее:

· представление полного пакета документов (отчет должен быть представлен в 2-х экземплярах, подтверждающие банковские документы в виде нотариально заверенных копий, если отчет представлен уполномоченным представителем резидента, проверяется доверенность, выданная на имя уполномоченного представителя резидента);

· заполнение резидентом всех полей формы отчета и правильность его заполнения.

· действительность представленных документов (в соответствии с частью 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля);

· своевременность представления отчета;

· правомерность открытия счета (вклада), по которому представлен отчет.

За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность для граждан за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Иные документы, связанные с проведением резидентами (нерезидентами) валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.

-____________

Валютный контроль осуществляется таможенными органами. Все таможенные органы осуществляют функции валютного кон­троля в пределах своей компетенции. Согласно ТК РФ ГТК России является органом валютного контроля. Иные таможен­ные органы являются агентами валютного контроля, подотчет­ными ГТК России. В целях осуществления валютного контроля в структуре ГТК России создаются специальные подразделения: а) в ГТК России — Управление валютного контроля; б) в реги­ональных таможенных управлениях — отделы валютного конт­роля или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; в) в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля, или отделы валютного контроля, или отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля; г) в таможенных постах — отделы таможенного оформления и таможенного контроля.

Компетенция таможенных органов в области валютного кон­троля установлена ТК РФ, согласно которому названные орга­ны осуществляют валютный контроль двух видов: 1) фактичес­кий — контроль за перемещением лицами через таможенную границу различных объектов валютного контроля; 2) докумен­тальный — контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспор­тных средств. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных

таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бу­маг в валюте РФ, валютных ценностей, а также осуществляют контроль за правильностью совершения валютных операций, связанных с перемещением через Российскую границу товаров и транспортных средств.

Правовые основы полномочий таможенных органов в сфере валютного контроля имеют существенную специфику, заключа­ющуюся в сочетании таможенного и валютного законодатель­ства, а также его детализации подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми ГТК России самостоятельно или совместно с иными органами валютного контроля.

Таможенным законодательством установлены процедуры проведения и формы осуществления валютного контроля тамо­женными органами. При осуществлении валютного контроля за соблюдением действующих правил совершения сделок и опера­ций с валютой и валютными ценностями таможенные органы применяют такие формы, как проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма контроля); учет товаров и транспортных средств; устный опрос физических лиц и должностных лиц; проверка системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных скла­дов, свободных складов, свободных таможенных зон и магази­нов беспошлинной торговли и других мест, где могут находить­ся товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за ко­торой возложен на таможенные органы.

Валютное законодательство содержит нормы, распространя­емые на все органы валютного контроля и определяющие объек­ты валютного контроля.

Соотношение таможенного и валютного законодательства необходимо учитывать и при квалификации правонарушений, выявленных таможенными органами в ходе осуществления ва­лютного контроля. ТК РФ устанавливает правило, на основа­нии которого при выявлении таможенными органами в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного за­конодательства, являющихся одновременно нарушениями тамо­женных правил, деяния виновных субъектов квалифицируются в соответствии с нормами КоАП РФ, устанавливающими ответственность за нарушение таможенных правил. Все иные проти­воправные деяния, объектами посягательств которых выступа­ют валюта или валютные ценности, образуют составы валютных правонарушений, а лица, виновные в их совершении привлека­ются к ответственности на основании ст. 25 Федерального зако­на «О валютном регулировании и валютном контроле».

_____-

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
3) сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
4) агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
а) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
б) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: