Виды формальных структур

Линейная – система вертикальной зависимости, объединяющая ряд служебных позиций сверху донизу таким образом, что каждое подразделение находится между двумя другими, а руководство каждым из подразделений – в одном лице. Базируется на принципе разделения труда.

Функциональная структура руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на определенных функциях.

Штабная структура – За основу берется линейная структура, но в каждом звене управления создаются штабы, в которых работают специалисты.

Матричная структура – основана на перекрестном руководстве. Создается на определенный срок для обеспечения реализации экстраординарных целевых программ.

Достоинство формальной структуры – обеспечение повышенной эффективности за счет уменьшения разнообразия в деятельности организации, к.т. ее программа предполагает для достижения целей определенные образцы поведения, нормы поведения, деятельности. Такое ограничение сводит к минимуму поиски методом проб и ошибок, вероятность риска, экономит социальные и материальные ресурсы.

Недостатки: возникает неудобство использования вертикальных связей и потери времени в ходе решения множества постоянно возникающих проблем. Руководители высокого уровня не могут знать обстановку в подразделении в деталях, они не в курсе мелких проблем подчиненных. Ориентация на статусы, а не на профессиональные знания или личностные качества членов организации может привести к проблеме мотивации наиболее профессионально подготовленных работников. Из-за отсутствия горизонтальных коммуникаций члены организации не могут удовлетворять свои потребности в общении друг с другом.

Для преодоления недостатков формальной структуры в организации формируется неформальная структура, которая определяется как спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм и действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.

Существуют 2 варианта неформальных организаций: внеформальная и социально-психологическая структура.

Внеформальная структура – спонтанно развитая членами организации система связей, отношений и деятельностей, направленная на решение организационных задач способами отличными от формально предписанных.

Черты:

· спонтанность

· существование и функционирование параллельно с формальной структурой

· служебно-деловое содержание.

Возникает по поводу формальной и тесно с ней связана. Внеформальная организация ориентирована на следующие личностные качества:

· особые знания, навыки и интуиция, которые предписываются определенным личностям независимо от статуса

· ориентированность на качества наиболее удобного партнера по деловому сотрудничеству (территориальные признаки, наличие информации)

· ориентированность на качества инструментального лидера – владение определенными ресурсами

Социально-психологическая структура - спонтанно возникающая общность людей, основанная на личном выборе, на межличностных связях, формируется на основе приязни-неприязни, чувства принадлежности к определенной группе и т.д.

Причина возникновения – потребности людей (социальные). Может совпадать с формальной структурой, а может и нет.

Социально-психологическая организация отличается высокой степенью внутреннего единства.

Три элемента социально-психологической структуры:

1. Престиж- отражение в общественном сознании реального положения человека в системе общественных отношений. Характеризует то влияние и уважение, которым пользуется человек в коллективе. Престиж означает от место, которое с точки зрения общественного мнения. Занимает тот или иной социальный статус в иерархии других статусов. Его основа- ценности, исповедуемые данной группой. Высшую позицию по шкале престижа занимает лидер.

2. лидерство - ведущее положения отдельной личности, обусловленное более эффективными результатами деятельности. Неформальный лидер – член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам, добровольно принимающий на себе значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем того требует формально предписанные или общепринятые нормы. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности по сравнению с остальными членами группы.

3. сантименты – первичная форма взаимной избирательности индивидов, которая включает симпатии, привязанности, антипатии и неприязни.

Основные процессы в организации. Процесс управления в организации.

Деятельность по управлению включает в себя следующие составляющие:

1.целевое воздействие – воздействие на объект через приказ, задание, стимулирование, координацию и т.д. механизм целевого воздействия состоит из целеполагания (выделение целей и заданий) и целеосуществления (разработка, техническая реализация целей и заданий, их внедрение). Целевое воздействие осуществляется специальным органом – группой работников специально и профессионально занимающихся управлением.

2. организационный порядок – система норм и правил поведения в организации внешне заданной по отношению к работнику. По отношению к работнику нормы и правила – объективные условия деятельности, ограничения. Организационный порядок формируется на основе стихийного длительного взаимодействия между работниками, а также на основе результатов предшествующего управленческого труда (один распорядок, режим работы, организационные структуры, позиции работников, цели, задания, документы и т.д.). Организационный порядок безличный, срабатывает независимо от индивидуальных особенностей конкретных работников.

3.самоорганизация – спонтанное, стихийное регулирование. Работники преследуют свои цели, а процесс, который в итоге возникает, оказывается саморазвивающимся. То, что на уровне индивида является целенаправленным на белее широком уровне теряет свою субъективную направленность и выступает как самоорганизация системы. Чем выше уровень самоорганизации, тем меньше нужно затрачивать времени на целеполагание.

Целевое управленческое воздействие наиболее важно. Оно осуществляется управленческой подсистемой организации – блоком управления.

4 компонента блока управления:

1. цель (эталон) – нормативы деятельности, с которыми сравнивается деятельность различных подразделений организации. Выражаются нормативы в виде плана, программы, норм поведения и т.д.

2. сравнение и оценка – специфическая деятельность по оценке деятельность различных подразделений организации на основе анализа информации, которая поступает к руководителю, принимающему управленческие решения

3. переключатель – механизм, осуществляющий блокирование или разблокирование каналов связи с внешней средой организации и каналов внутренней связи для того, чтобы отсечь незначимые или ненужные сигналы или потоки информации

4. центр принятия управленческих решений – точка, в которой сходится информация из внешней среды и из подразделений организации, где она перерабатывается, сравнивается с эталонами, целями и на основе ее анализа вырабатывается управленческое решение.

Этапы процесса управления:

1. поступление сигнала в блок управления (из внешней среды и организации)

2. отбор информации, необходимой для принятия управленческого решения (сопоставление информации из внешней среды и организации)

3. принятие управленческого решения

4. доведение управленческого решения до подразделений организации

5. воспроизведение управленческого решения подразделениями организации как сигнала к действию и принятие внутреннего управленческого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: