Линейная – система вертикальной зависимости, объединяющая ряд служебных позиций сверху донизу таким образом, что каждое подразделение находится между двумя другими, а руководство каждым из подразделений – в одном лице. Базируется на принципе разделения труда.
Функциональная структура руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на определенных функциях.
Штабная структура – За основу берется линейная структура, но в каждом звене управления создаются штабы, в которых работают специалисты.
Матричная структура – основана на перекрестном руководстве. Создается на определенный срок для обеспечения реализации экстраординарных целевых программ.
Достоинство формальной структуры – обеспечение повышенной эффективности за счет уменьшения разнообразия в деятельности организации, к.т. ее программа предполагает для достижения целей определенные образцы поведения, нормы поведения, деятельности. Такое ограничение сводит к минимуму поиски методом проб и ошибок, вероятность риска, экономит социальные и материальные ресурсы.
|
|
Недостатки: возникает неудобство использования вертикальных связей и потери времени в ходе решения множества постоянно возникающих проблем. Руководители высокого уровня не могут знать обстановку в подразделении в деталях, они не в курсе мелких проблем подчиненных. Ориентация на статусы, а не на профессиональные знания или личностные качества членов организации может привести к проблеме мотивации наиболее профессионально подготовленных работников. Из-за отсутствия горизонтальных коммуникаций члены организации не могут удовлетворять свои потребности в общении друг с другом.
Для преодоления недостатков формальной структуры в организации формируется неформальная структура, которая определяется как спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм и действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения.
Существуют 2 варианта неформальных организаций: внеформальная и социально-психологическая структура.
Внеформальная структура – спонтанно развитая членами организации система связей, отношений и деятельностей, направленная на решение организационных задач способами отличными от формально предписанных.
Черты:
· спонтанность
· существование и функционирование параллельно с формальной структурой
· служебно-деловое содержание.
Возникает по поводу формальной и тесно с ней связана. Внеформальная организация ориентирована на следующие личностные качества:
· особые знания, навыки и интуиция, которые предписываются определенным личностям независимо от статуса
|
|
· ориентированность на качества наиболее удобного партнера по деловому сотрудничеству (территориальные признаки, наличие информации)
· ориентированность на качества инструментального лидера – владение определенными ресурсами
Социально-психологическая структура - спонтанно возникающая общность людей, основанная на личном выборе, на межличностных связях, формируется на основе приязни-неприязни, чувства принадлежности к определенной группе и т.д.
Причина возникновения – потребности людей (социальные). Может совпадать с формальной структурой, а может и нет.
Социально-психологическая организация отличается высокой степенью внутреннего единства.
Три элемента социально-психологической структуры:
1. Престиж- отражение в общественном сознании реального положения человека в системе общественных отношений. Характеризует то влияние и уважение, которым пользуется человек в коллективе. Престиж означает от место, которое с точки зрения общественного мнения. Занимает тот или иной социальный статус в иерархии других статусов. Его основа- ценности, исповедуемые данной группой. Высшую позицию по шкале престижа занимает лидер.
2. лидерство - ведущее положения отдельной личности, обусловленное более эффективными результатами деятельности. Неформальный лидер – член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам, добровольно принимающий на себе значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем того требует формально предписанные или общепринятые нормы. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности по сравнению с остальными членами группы.
3. сантименты – первичная форма взаимной избирательности индивидов, которая включает симпатии, привязанности, антипатии и неприязни.
Основные процессы в организации. Процесс управления в организации.
Деятельность по управлению включает в себя следующие составляющие:
1.целевое воздействие – воздействие на объект через приказ, задание, стимулирование, координацию и т.д. механизм целевого воздействия состоит из целеполагания (выделение целей и заданий) и целеосуществления (разработка, техническая реализация целей и заданий, их внедрение). Целевое воздействие осуществляется специальным органом – группой работников специально и профессионально занимающихся управлением.
2. организационный порядок – система норм и правил поведения в организации внешне заданной по отношению к работнику. По отношению к работнику нормы и правила – объективные условия деятельности, ограничения. Организационный порядок формируется на основе стихийного длительного взаимодействия между работниками, а также на основе результатов предшествующего управленческого труда (один распорядок, режим работы, организационные структуры, позиции работников, цели, задания, документы и т.д.). Организационный порядок безличный, срабатывает независимо от индивидуальных особенностей конкретных работников.
3.самоорганизация – спонтанное, стихийное регулирование. Работники преследуют свои цели, а процесс, который в итоге возникает, оказывается саморазвивающимся. То, что на уровне индивида является целенаправленным на белее широком уровне теряет свою субъективную направленность и выступает как самоорганизация системы. Чем выше уровень самоорганизации, тем меньше нужно затрачивать времени на целеполагание.
Целевое управленческое воздействие наиболее важно. Оно осуществляется управленческой подсистемой организации – блоком управления.
4 компонента блока управления:
|
|
1. цель (эталон) – нормативы деятельности, с которыми сравнивается деятельность различных подразделений организации. Выражаются нормативы в виде плана, программы, норм поведения и т.д.
2. сравнение и оценка – специфическая деятельность по оценке деятельность различных подразделений организации на основе анализа информации, которая поступает к руководителю, принимающему управленческие решения
3. переключатель – механизм, осуществляющий блокирование или разблокирование каналов связи с внешней средой организации и каналов внутренней связи для того, чтобы отсечь незначимые или ненужные сигналы или потоки информации
4. центр принятия управленческих решений – точка, в которой сходится информация из внешней среды и из подразделений организации, где она перерабатывается, сравнивается с эталонами, целями и на основе ее анализа вырабатывается управленческое решение.
Этапы процесса управления:
1. поступление сигнала в блок управления (из внешней среды и организации)
2. отбор информации, необходимой для принятия управленческого решения (сопоставление информации из внешней среды и организации)
3. принятие управленческого решения
4. доведение управленческого решения до подразделений организации
5. воспроизведение управленческого решения подразделениями организации как сигнала к действию и принятие внутреннего управленческого решения.