Особенности формальной структуры организации

Понятие структуры организации. Классификация структур

Структура организации - система упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, фиксирующих взаимосвязь между подразделениями организации.

Организационные структуры создаются для координации и контроля деятельности своих подразделений и работников. Структуры организации отличаются друг от друга сложностью, формализацией и соотношением централизации и децентрализации (уровни, на которых принимаются решения).

Разнообразие структур организаций связано с различиями в области деятельности, в характере и сложности выпускаемых продуктов, в размерах, с различиями в степени дифференциации и территориальным расположением предприятия.

Проблемы организационной структуры возникают на крупных предприятиях, где между высшим персоналом и персоналом, выполняющим непосредственную работу существуют промежуточный руководящий состав. А также в тех организациях, где существует необходимость осуществлять разделение труда. В этих организациях возникают проблемы выбора типа организационной структуры.

Организация – сложная система. Для эффективности управления стремятся преодолеть сложность. Способ преодоления сложности – социальная формализация, которая определяется как стандартизация организацией связей и норм. Формализация – сознательно создаваемые, постоянные образцы поведения, в качестве элементов организации. Существуют два пути формализации:

1.через оформление естественно сложившегося состояния, основанное на осмыслении предшествующего опыта

2.конструирование социальной организации. Создание предприятия до начала его существования.

Формальная структура – система априорно заданных отношений, представляющих собой официально установленную структуру статусов, программу деятельности и совокупность норм и правил, предписанных данной социальной организацией.

Элементы формальной структуры:

· иерархическая система ролей и статусов, жестко закрепленных за членами организации. Формируется на основе разделения труда, возникающего как результат специализации

· формальный кодекс организации, в котором закрепляются организационные нормы, образцы поведения, программа деятельности, принципы и формы вознаграждения, принуждения, стимулы

· бюрократический аппарат для осуществления контроля и управления организацией

· вертикальные коммуникации, которые являются каналом прохождения деловой информации, а также средством служебного общения

· горизонтальные коммуникации – отсутствуют или слобо разработаны.

1.рациональность – в основе – принцип целесообразности, сознательное движение к известной цели

2.безличность – формальная структура рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми складываются идеальные отношения по составленной программе

3.одномерность формальной структуры. В ее рамках существует только служебные отношения между людьми, и достигаются только функциональные цели.





Подборка статей по вашей теме: