Критерии социально зрелой личности

Этапы социализации.

Выделяют два этапа

Существует три точки зрения на периодизацию социализации

1.Выделяют следующие этапы:

a. дотрудовой

b. трудовой

c. послетрудовой

a. первичная: от рождения до формирования зрелой личности

b. вторичная: ресоциализация – период социальной зрелости личности и освоение различных норм, ценностей, ролей в период социальной зрелости.

3.Периодизация основана на 3-х основных критериях:

a. время физического и социального созревания

b. характер, особенности доминирующих форм деятельности

c. основные соц. институты, агенты социализации

1. Младенчество (от рождения до 3 лет). Основная деятельность – общение. Основные агенты – семья, родственники. Для этого этапа характерна моноинституциональная социализация.

2. Детство (3 – 6-7 лет). Основная деятельность – игра (ролевая). Основные агенты – семья, появляются новые институты: дет сад, друзья, СМИ. Переход от моноинституциональной к полиинституцианальной социализации.

3. Подростковый период (6-6 – 13-14 лет). Основная деятельность – игра и появляется учебная деятельность. Основные агенты – семья, друзья, школа. Происходят изменеия в биологическом состоянии, происходит созревание личности, которое накладывает отпечаток на социализацию.

4. Юность (13-14 – неопределенна). Верхняя граница – по содержательному отношению: переход к профессионально-трудовой деятельности. Основная деятельность – образовательная, общение, досуговая, выбор профессии, построение карьеры, выбор дальнейшего жизненного пути. Основные институты - образование, возрастает роль товарищества, уменьшается значение семьи. Этап заканчивается формированием социально зрелой личности.

· психологическая зрелость

· физическая зрелость, которая готова к самовоспроизводству, способна самостоятельно зарабатывать на жизнь, распоряжаться своими средствами, самостоятельно принимать решения, способна сама отвечать за свои поступки.

5. Период функционирования социально зрелой личности (20-25 – 35-40 лет). Высокая активность в профессиональной сфере, создание собственной семьи, раскрытие личностного потенциала. Основная деятельность – профессиональная, семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, общение. Основные институты – производственный, трудовой коллектив, своя семья, СМИ и т.д.

6. Время от пика зрелости до выхода на пенсию (35-40 – 55-65 лет). Основная деятельность – труд, семейно-бытовые, социально-политические, общение. Основные институты – трудовой коллектив, семья, СМИ, окружение.

7. 55-65 лет до смерти. Период пенсионного возраста и отказа от профессиональной деятельности. Переключение человека на непрофессионально-трудовую деятельность (досуг, общение..). Происходит осмысление пройденного жизненного пути и его оценка. Эта оценка может привести к двойственным последствиям:

· происходит осознание собственной идентичности

· или неудовлетворенность жизнью, отчаяние

Главную роль играют социальные институты, связанные с возможностью социальной защиты личности и оказание ей морально-психологической помощи. Основной институт – семья. Моноинституциональная социализация.

Социализация личности осуществляется в процессе взаимодействия с разнообразными факторами.

Факторы социализации: социальные институты, социальные организации, социальные группы и т.д. Чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщенней она является и интенсивней он протекает.

· макрофакторы: общества, государство, его соц. институты, СМИ.

· мезофакторы: это факторы, составляющие социум личности вшироком плане (регион, село, этнос, местные СМИ, предприятия, уч.заведения, церковь)

· микрофакторы: это факторы, непосредственно влияющие на процесс социализации личности (семья, товарищи, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: