Динамика конфликта

Основные группы конфликтов (Здравомыслов)

1.конфликты по поводу жизненных средств (касаются конфликтов потребностей и связаны с распространением жизненных средств. Они возникают из-за ограничения ресурсов)

2.конфликты как столкновение интересов (связаны со столкновением интересов. Интересы ориентируют субъектов социальных процессов на определенный тип взаимодействия. Международные процессы)

3.конфликты ценностей (идеологизированы. Сталкиваются оценки, цели, перспективы развития социальных процессов).

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний.

Для перерастания противоречия в конфликтной ситуации необходима:

- значимость этой ситуации для участников взаимодействия

- препятствия со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участникам (даже если это субъективное восприятие)

- повышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы одной из сторон.

Схема конфликтной ситуации:

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт при определенных условиях.

Наличие конфликтной ситуации – условие возникновения конфликта. Конфликт обязательно возникает, если существует инцидент – толчок, пусковой механизм.

Инцидент (повод) – характеризует активизацию действий одной из сторон, но могут быть и действия третьей стороны.

Инцидент может возникать случайно, не зависимо от желания сторон взаимодействия, в силу объективных причин или в результате неграмотного взаимодействия сторон. Он может быть создан намеренно одной из сторон для достижения своих целей в будущем. В конфликтной ситуации уже проявляются будущие субъект и объект конфликта.

Субъекты – стороны социального взаимодействия интересы которых затронуты непосредственно. Те участники конфликта, чьи интересы затронуты косвенно, являются посредниками, свидетелями, переговорщиками, адвокатами.

Объект – это то, на что претендует каждый из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, и получение чего одним из участников полностью лишает другую возможности добиться своих целей.

Бывают и безобъективные конфликты. В таком случае конфликт возникает из-за плохого настроения, отсутствие восприятия друг друга, наприязни.

Конфликтная ситуация – понятие подвижное, может быстро изменяться при изменении элементов (взгляды оппонентов, отношения объект – оппонент, отсутствуют возможности общения оппонентов, отказ одним из субъектов конфликта от дальнейшего противодействия).

Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликтной ситуации в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают как потребности, интересы, убеждения цели).

Конфликт – это активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующей сторон для реализации своих целей, сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями.

Позиции конфликтующих сторон – то, о чем стороны заявляют друг другу в ходе конфликта или переговоров.

Признаки конфликта:

1.наличие конфликтной ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной

2.неделимость объекта конфликта между его участниками

3. желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выйти из сложившейся ситуации.

Причины конфликтов – это явление, событие, факты, ситуации, которые при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывает конфликт.

Основные причины конфликтов: социально-экономические и политические, социально-демократические (различия в установках и мотивах людей, обусловленные их положением, возрастом, принадлежностью к этнической группе), социально-психологические (отражают явления в группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения), индивидуально-психологические(способности, характер, темперамент, мотивы).

Частные причины, связанные с определенным видом деятельности: неудовлетворенность условиями деятельности, нарушение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях, ценностях, средствах достижения цели и т.д.

Этапы конфликта. Отражают существующие мотивы, характеризующие развитие конфликта от возникновения до разрешения. Содержание каждого из этапов конфликта необходимо учитывать для прогнозирования и оптимального выбора технологии управления.

Основные этапы.

1.возникновение и развитие конфликтной ситуации. Она создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия

2.осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание ими этого факта (изменение настроения, критичность высказывания, недоброжелательность, ограниченность контактов)

3.начало открытого конфликтного взаимодействия: один из участников переходит к активным действиям (заявления, предупреждения)

4.развитие открытого конфликта (участники открыто заявляют о своих позициях, выдвигают требования, но участники могут не осознавать своих истинных интересов или предмета конфликта)

5.разрешение конфликта (применение административных, социально-психологических методов).

Фазы конфликта связаны с этапами. Они отражают динамику конфликта с точки зрения реальных возможностей его разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: