Виды безработицы

Права и обязанности безработного.

Содержание безработицы.

Лекция 6. Понятие и виды безработицы

1. В соответствии со ст. 3 указанного закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Безработными не могут быть признаны граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

  • которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

2. Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

· право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4 Закона о занятости);

  • право на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);
  • право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. 9, 23 Закона о занятости);
  • право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);
  • право на получение содействия в организации собственного дела.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

· пособие по безработице (ст. 30—35 Закона о занятости);

  • стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);
  • материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);
  • организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п. 1 ст. 28 Закона о занятости);
  • оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости).

Обязанности безработного, в общем виде можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс

3. В настоящее время существует два вида безработицы - естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые не устранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной - формы, существующие помимо естественных и повышающие общий уровень безработицы.

Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.

Существует и иной подход, когда в естественную безработицу включаются фрикционную, институциональную и добровольную.

Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежние места работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является её небольшая продолжительность.

Циклическая безработица - вызвана спадом, то есть той фазой экономического цикла, который характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Структурная безработица возникает, когда под влиянием НТП происходят масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растёт инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свёртываются производства и сокращаются рабочие места.

Институциональная безработица - произведена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на её спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложение труда, способствуют увеличению уровня безработицы. Более того, чем выше размер пособий, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.

Технологическая безработица особенно заметна в странах, где НТП сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным, превращает его в постоянное явление.Технологические нововведения делают ненадёжными даже рабочие места, сосредоточенные даже в новейших отраслях экономики. Компьютерные технологии радикально меняют само понятие "рабочее место". Например, распространение персональных компьютеров, подключённых в интегрированные коммуникационные сети, ведёт к увеличению надомной занятости.

Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально - психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти тоже не по силам справится с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ.

Скрытая безработица характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведёт к низкой производительности труда, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достиг 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые трудятся не полный рабочий день или неделю, а так же те, кто отчаялись найти рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались регистрироваться на бирже труда [27].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: