БН и ДБ

Значение НБ.

Важность и значение НБ состоит в том, что оно раскрывает православное учение о истинно-нравственной жизни по заповедям Христовым, целью которой является обожение. Это же в свою очередь, дает высшее благо или счастье человеку и сообщает ему высшее достоинство как богоподобной личности.

Конечно, само собою нравственное учение или знание нравственных правил не порождает нравственности. Можно хорошо з нать нравственное учение, а согласно ему не поступ ать. К таким лицам относятся слова Священного Писания, что "раб, который знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много" (Лк. 12, 47). Потому Господь Спаситель называет блаженными не тех, которые слушают учение Его, а тех, которые исполняют учение: " блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его " (Лк. 11, 28); "если (все) это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Ин. 13, 17). Чтобы нравственно жить, необходимо, чтобы к знанию присоединилась решимость, желание и воля. А это свободное хотение, свободная решимость и усилия зависят от самого человека. Нравственное же учение служит руководителем для воли на пути к главной цели христианской жизни, которая есть обожение. Следовательно, НБ указывает и освещает путь нравственной жизни. В этом и состоит его значение и важность для всех христиан.

Г. Л. Мартенсен (Христианская этика. Христианское учение о нравственности. 19 в.). Различие НБ и догматики относительное, они свидетельствуют в пользу друг друга, хотя догматика признается «первородной» и обладающей высшим достоинством. «Догматика как христианское учение о вере имеет в себе нравственный элемент, потому что трактует об Откровении личного Бога, которое обращается к свободной личности человека. И этика, как христианское учение о жизни, имеет догматический элемент, потому что она занимается такою жизнью свободы, которая переживается в вере, и все ее положения основываются на учении веры».

Догматика указывает на то, что осуществление божественного плана обусловливается человеческой свободой, но она излагает преимущественно божественный план, как таковой, конечное осуществление которого совершится не смотря ни на что, как это показывается в христианской эсхатологии (учении об окончательном торжестве царства Божьего). Этика представляет это царство Божье, или высшее благо с другой стороны - «насколько оно составляет задачу человеческой свободы и предмет ее стремлений».

В догматике познается по преимуществу Бог и его действия по отношению к человеку и к миру и зависимость человека от Бога и Его действий. В этике познается по преимуществу человек и его действия по его отношению к определенной Богом жизненной задаче.

Учение о законе Божьем выступает и в НБ и в догматике. Но в догматике закон, по преимуществу, рассматривается с точки зрения откровения Бога и воспитательного руководства человеческим родом. В НБ - с точки зрения человеческой деятельности, как обязательная норма для воли и образа действия человека (как долг, который развивается в систему обязанностей).

Учение о грехе, как противоположности добру в догматике по преимуществу рассматривается как случившееся в начале человеческой истории через свободу, по попущению Божьему нарушение, ненормальность в человеческой природе, необходимые п оследствия которой развиваются и проявляются сообразно с законом развития, которому подчинен человеческий род. Грех познается здесь как всеобщая греховность в ее естественном необходимом развитии. В НБ же грех понимается по преимуществу как ненормальность в сознательной свободной жизни отдельных личностей и всего общества; не просто как полученное наследство, а как действие, в котором они сами участвуют. Всеобщая греховность рассматривается в ее разнообразных личных проявлениях в отдельных личностях и в общественной жизни.

Сходным образом выступает в НБ и догматике учение о Христе. В догматике Христос изображается как избавитель, а в этике как образец. Учение об освящении в догматике рассматривается главным образом с точки зрения действия божественной благодати, а в этике с точки зрения свободной воли и развивается в дальнейшем по разнообразию добродетелей. (ср. Филип. 2, 3 и Филип. 2, 12).

В догматике Иисус Христос изображается как Спаситель человеческого рода, а в Нравственном богословии - как нравственный идеал, как образец для подражаниянам в нравственной жизни.

НБ показывает себя самостоятельной наукой еще и тем, что становится, как и догматика, в непосредственное отношение к священному Писанию. Мартенсен подчеркивает различие в догматическом и нравственном прочтении священного Писания и считает, что нравоучительное чтение может воспринять нечто такое, что может остаться без внимания при догматическом чтении.

Таким образом, содержание Догматики относится к познанию и вере, а содержание Нравственного богословия - к воле и деятельности. Между этими науками существует такое же соотношение, какое существует между верой и нравственностью. Поэтому долгое время догматическое и нравственное учение излагались совместно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: