Судовой журнал

Документы, отражающие жизнедеятельность судна

Как уже отмечалось, ко второй категории судовых документов относятся документы, которые ведутся на судне и отражают весь процесс его жизнедея­тельности. К таким документам, в первую очередь относятся всевозможные журналы, и некоторые другие документы, требование о наличии которых на судне устанавливается международными и национальными нормативными ак­тами. Правовое значение этих документов заключается в том, что содержащие­ся в них сведения являются важным источником доказательств при расследова­нии чрезвычайных обстоятельств, а также при рассмотрении судебных и арбитражных споров. Порядок ведения и составления этих документов регламенти­руется нормативными актами.

Судовой журнал - официальный документ, отражающий в хронологиче­ской последовательности непрерывную деятельность судна во всех проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятель­ность. Капитан судна должен ежедневно проверять журнал и удостоверять за­писи в нем своей подписью, и только он имеет право в графе замечаний делать свои пометки.

Журнал ведется в соответствии с Правилами ведения судового журнала на судах морского торгового флота СССР, утвержденными Наркомморфлотом 17 декабря 1945 г. Новая форма судового журнала (Э-la) утверждена прика­зом министра морского флота от 23 июня 1969 г. № 105. Судовой журнал име­ет важное юридическое значение в качестве одного из основных письменных доказательств при расследовании аварий и иных происшествий с судном.

В судовом журнале отражаются все обстоятельства плавания и особенно­сти эксплуатации судна путем непрерывной соответствующей записи.

Практика ведения судовых журналов общепринята во всех государствах. Журнал под ответственностью капитана ведет вахтенный помощник капитана.

Все записи в журнале должны быть непрерывными, не допускающими воз­можности записей в оставшиеся свободные строчки, а также не должны иметь каких-либо исправлений или подчисток.

Всякий случай должен быть изложен в сжатой, но ясной форме, не допу­скающей каких-либо сомнений или неправильного толкования.

В судовом журнале должна найти отражение забота капитана о сохране­нии мореходности судна, что имеет громадное практическое значение в ограждении судна от убытков. Всякая работа судна по оказанию помощи или других услуг по спасанию должна быть подробно описана, с точным указанием времени выхода на опе­рацию и окончания ее, по чьему приказанию или просьбе эта работа была выполнена а также названия судна, которому оказывалась помощь.

Повреждения, которые произошли при оказании помощи, в корпусе, снаря­жении, двигателе судна, а также исправление этих повреждений должны быть изложены подробно.

При разборе дел по спасанию, столкновению и других претензий в суде или арбитраже все обстоятельства аварии выясняются на основании записей судо­вого журнала и допроса соответствующих свидетелей.

При расследовании обстоятельств аварий имеют существенное значение так­же машинный и радиотелеграфный журналы, поэтому необходимо следить, что­бы записи в них по времени и существу были согласованы с записями в судо­вом журнале и правильно отражали описываемый случай.

Машинный журнал — документ, в котором фиксируется работа судовой машины, характер поступающих в ма­шинное отделение распоряжений в отношении реверсов, скорости, остановки машины и исполнение этих команд. Журнал ведется вахтенным механиком под контролем старшего (главного) механика. Машинный журнал так же, как и су­довой, имеет важное юридическое значение в качестве доказательства при рас­следовании аварий и происшествий с судном. Записи в судовом и машинном журналах не должны расходиться между собой.

Список судового экипажа (судовая роль) составляется по форме уста­новленной Министерством транспорта Украины или Министерством рыбного хозяйства Украины и является доказательством укомплектованности судна надлежащим по квалификации и количеству экипажем.

Судовая роль также имеет немаловажное значение для иммиграционных властей порта захода судна.

Список пассажиров, находящихся на борту составляется пассажирским помощником капитана и имеет двоякое назначение. С одной стороны он пред­назначен для учета лиц находящихся на судне, с другой - так же как и судовая роль предназначен для иммиграционных властей порта захода судна.

Журнал нефтяных операций должны иметь танкеры, перевозящие нефть, валовой вместимостью 150 единиц и более, а также все иные суда вместимо­стью 400 единиц и более. Требования наличия журнала нефтяных операций ус­тановлены в Правиле 20 Приложения 1 Международной конвенции по предот­вращению загрязнения с судов 1973 г.

Журнал регистрации мероприятий по предотвращению загрязнения моря, как и журнал нефтяных операций должны иметь танкеры, перевозящие нефть, валовой вместимостью 150 единиц и более, а также все иные суда вме­стимостью 400 единиц и более. Требования наличия журнала регистрации ме­роприятий по предотвращению загрязнения моря установлены в Правиле 26 Приложения 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.

Кроме перечисленных документов, целым рядом международных норма­тивных актов предусмотрены, и иные документы которые должны составляться на судне, и призваны отражать жизнедеятельность судна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: