Понятие договора морского страхования

Договор морского страхования

  1. Понятие договора морского страхования
  2. Субъекты договора
  3. Содержание, исполнение и прекращение договора морского страхования.

Морское страхование - одна из разновидностей имущественного страхования. По договору имущественного страхования одна сторона (страхов­щик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причинен­ные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе ли­бо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

По договору морского страхования страховщик обязуется за обу­словленную плату (страховую премию) при наступлении предусмот­ренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возмес­тить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретатель), понесенные убытки (ст. 239 КТМ).

Основным квалифицирующим признаком, позволяющим выделять договор морского страхования в качестве отдельного вида договора имущественного страхования, является особый объект морского стра­хования. В соответствии со ст. 242 КТМ объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мо­реплаванием, - судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требова­ния, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование). Объект морского страхования должен быть указан в договоре морского страхования.

Страховой интерес в судне принадлежит его собственнику или субъекту иного ограниченного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления), ибо указанные лица по общему правилу несут риск случайной гибели или случайного повреждения судна. Естественно, в случаях, когда такой риск переносится до­говором на другое лицо (например, на фрахтователя или иного судовла­дельца), оно вправе застраховать свой имущественный интерес в судне.

В страховании груза заинтересован, прежде всего, его собственник (грузовладелец) вплоть до его передачи другому лицу (получателю). Как известно, передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю. Однако момент перехода риска случайной гибели или повреждения гру­за может и не совпадать с передачей вещи. Например, по договору купли-продажи риск случайной гибели или случайного повреждения това­ра, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупате­ля с момента заключения договора купли-продажи, если иное не преду­смотрено таким договором или обычаями делового оборота. Во всяком случае, в роли страхователя груза может выступать ли­цо, на котором лежит такой риск в момент заключения договора страхо­вания груза.

Лицом, заинтересованным в страховании фрахта может быть как судовладелец, так и грузовладелец в зависимости от порядка уплаты фрахтовых платежей и, как следствие, от того, кто из них рискует утра­тить право на фрахт (взыскание или обратное истребование).

При страховании судовладельцем платы за проезд и провоз бага­жа по договору морской перевозки пассажира оказывается застрахо­ванным риск судовладельца утратить указанные платежи (уплаченные пассажиром при заключении договора), когда есть основания для их возврата в случаях, предусмотренных законом. Имеются в виду, например, ситуации, когда обязанность перевозчика возвратить полученную от пассажира плату за проезд и за провоз багажа возникает в связи с отказом пассажира от договора морской перевозки вследствие болезни или по причинам, зависящим от перевозчика (ст. 183 КТМ).

Грузополучатель, являющийся собственником груза или обладате­лем права требования передачи груза, основанного на договоре о его приобретении, имеет страховой интерес в прибыли, которая может быть им получена от реализации груза в пункте назначения. Ожидаемая при­быль может быть застрахована вместе с грузом либо отдельно. Что ка­сается «других обеспечиваемых судном, грузом и фрахтом требований», которые также признаются возможными объектами страхования, то в качестве таковых обычно выступают требования о вознаграждении за спасение судна или иного имущества, а также об уплате взносов по об­щей аварии.

В качестве имущественных интересов, связанных с торговым мо­реплаванием, которые могут быть объектами имущественного страхо­вания, признаются также заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию.

К числу объектов морского страхования относится также ответ­ственность судовладельца. Речь идет о риске имущественной ответст­венности как по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (ст. 931 ГК), так и об ответственности судовладельца за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. В по­следнем случае риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь (судовладелец) должен нести соответствующую ответственность, - выгодоприобретателя, даже если договор страхова­ния заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью поль­зу он заключен (п. 3 ст. 932 ГК). Обычно таким страхованием покрыва­ется ответственность судовладельца (перевозчика) за нарушение обяза­тельств, вытекающих из договора перевозки.

И, наконец, в качестве возможного объекта морского страхования в ст. 249 КТМ упомянут принятый на себя страховщиком риск (пере­страхование). Как предусмотрено ст. 967 ГК, риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или час­тично у другого страховщика по заключенному с последним договору перестрахования. Отношения по договору перестрахования регулиру­ются правилами, подлежащими применению в отношении страхования предпринимательского риска, если договором не предусмотрено иное. При этом страховщик по основному договору страхования, заключив­ший договор перестрахования, считается в этом последнем договоре страхователем, а по основному договору страхования он остается ответ­ственным перед страхователем за выплату страхового возмещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: