Материалы для самостоятельного обработки с темы 2

Критерии классификации стратегий

По своему смыслу стратегии предприятий отображают особенности их функционирование, стадии развития, конкурентный статус и т.п. Сказываются на них и особенности национальной экономики, области, к которой они принадлежат, а также такие субъективные факторы, как стратегическое видение и мышления их основателей и менеджеров.

Сложную и разнообразную совокупность стратегий классифицируют за такими признаками:
а) по направлению развития предприятия — стратегии роста, ограниченного роста, сокращение и т.п. их называют базовыми стратегическими альтернативами;
б) по уровню управления — корпоративная (портфельная), деловая (бизнес-стратегия), функциональная (детализирует, поддерживает корпоративную и деловую), операционная (обеспечивает достижение стратегической цели) стратегии. Все они образовывают «пирамиду» взаимосвязанных стратегий (А.-А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд);
в) по направлениям деятельности — товарная (определяет перспективный ассортименты товара, объем его производства и реализации, разработка новых товаров, технологий) и рыночная (обусловливает рыночное поведение, организацию сбыта и т.п.) стратегии;
г) за достижением конкурентных преимуществ — стратегии фокусирования, диверсификации, экономии на расходах, дифференциации (М.Е. Портер);
ґ) за позицией в области, рыночном сегменте — конкурентные стратегии (стратеги лидера, последователя, претендента на лидерство и новичка (таб. 1.1));

Таблица 1.1

Конкурентные стратегии (за Ф. Котлером)

Виды стратегий Признаки
Стратегия претендента на лидерство Фронтальное наступление; Фланговое наступление; Обходное наступление
Стратегия новичка Поддержание позиции; лидерство в нише; дифференциация; выход за границы ниши
Стратегия последователя Компиляция; имитация; адаптация; интеграция
Стратегия лидера Расширение вместительности рынка; защита позиции; расширение рыночной доли

д) за многоаспектностью стратегий. При таком подходе основным классификационным признаком считают эффективность стратегий предприятия. Учитывая это П. Друкер выделил стратегии, которые обеспечивают первенство во вхождении на рынок и динамическое увлечение его; стратегии неожиданного и быстрого освоения рынка; стратеги поиска и увлечение рыночной ниши; стратегии изменения экономических характеристик продукта (рынка, области). Этой классификации бракует системного подхода, который делает невозможным ранжирования стратегий;
е) за использованием множества классификационных признаков (субъективно объединяют ключевые признаки разных классификаций). Вследствие этого стратегия может быть истолкована как функциональная (например, сбытовая), товарная, сфокусированная на сегмент рынка, ограниченного роста и стратегия новичка, который «нападает быстро и неожиданно». Для избежание механического объединения критериальных признаков нужно на основе предыдущего анализа (кластерного, факторного) определить взаимосвязь и весовые коэффициенты критериальных показателей.

Большинство классификаций предложили западные исследователи: І. Ансофф (конкурентные стратегии), А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд (диверсификация стратегий), П. Дойль, Д. Аакер (предпринимательские стратегии) (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Классификация стратегий предприятия (за И. Ансоффом)

Классификация стартегий И. Ансоффа имеет коммерческую направленность и ориентируется прежде всего на конкурентные стратегии, которые можно описать с использованием уточняющих характеристик: товарная дифференциация (продуктовая ниша) определяет особенности продукции предприятия, рыночная дифференциация (рыночная ниша) — особенности его положения на рынке.

В Украине разработкам классификации стратегий предприятия занимаются К. Редченко, В. Василенко, Т. Ткаченко, А. Бєлошапка, С. Покропивний, В. Колот, В. Пастухова, А. Наливайко, 3. Шершньова.

Классификация экономических стратегий предприятия объединяет разные по смыслу и направлением действия стратегии. Одни из них направленные на внешнюю конкурентную среду, другие реализуются непосредственно на предприятии, однако всех их объединяет единая цель — предотвращение банкротства предприятия. Такой вывод обусловил анализ классификации экономических стратегий предприятия, которую осуществил российский исследователь О. Градов (рис. 1.3).

Другие классификации сосредоточиваются на таких стратегиях предприятия, как улучшение качества товара, повышение организационно-технического уровня производства, ресурсосбережение, ценообразование, усовершенствование управления персоналом, развитие маркетинга. Такой подход иллюстрирует классификация стратегий предприятия, которую предложил российский ученый Райс Фатхутдинов (табл. 1).

Представленные в этой классификации стратегии направленные на поиск и реализацию внутренних резервов предприятия, которыми могут быть организация производства, ресурсы (материальные, информационные, технологические), персонал.

Рис.1.3. Экономические стратегии предприятия за (О. Градовим)

На внешнюю среду ориентированные стратегии ценообразования и маркетинга. Особенностью классификации является конкретизация направлений и объектов стратегического анализа.

Таблица 1

Классификация стратегий предприятия (за Р. Фатхутдиновым)

Тип стратегии Конкретизация направлений
Стратегия улучшения качества товара — Ориентация на наилучший образец, который выпускают конкуренты; — ориентация на наивысшие мировые достижения, тенденции научно-технического прогресса относительно производства определенного товара
Стратегия повышения организационно-технического уровня производства — Повышение уровня автоматизации производства; — повышение уровня технологических процессов; — улучшение фондовооруженности пращей; — повышение организованности производственных и управленческих процессов (координация мероприятий по обеспечению качества, снижение расходов, соблюдение сроков)
Стратегия ресурсосбережения в пределах фирмы — Упрощение структуры, принципа действия изделия; — улучшение технологичности конструкции товара; — поиск и использования факторов ресурсосбережения; — расширение производства качественного товара в странах, где можно использовать более дешевый ресурс
Стратегия цена­ образование — Стратегия премиальных наценок; — стратегия «глубокого проникновения»; — стратегия высокой или средней цены; — стратегия высокой или низкой ценностной значимости; — стратегия «ограбление»; — стратегия «демонстративного блеска»
Стратегия усовершенствования управление персоналом — Управление конфликтами и стрессами; — соблюдение режима работы и отдыха; — обеспечение нормального морально- психологического климата в коллективе; — стимулирование работы персонала;
Маркетин­говая стратегия — Стратегия «проталкивание» или «вытягивание»; — стратегия распределения и ценообразование; — стратегия «снятие сливок» или «проникновение»; — стратегия охвата рынка; — стратегия интенсивного или выборочного сбыта; — стратегия эксклюзивного распределения (охват рынка производителем только через одного продавца)

Вышеприведенные классификации стратегий за разными критериями дают представление о разнообразии направлений деятельности предприятий.
Разные стратегические измерения учитывает и комбинированная классификация стратегий предприятия (рис. 1.4).

Рис.1.4. Комбинированная классификация основных стратегий предприятия

Подробнейшая классификация основывается на применении 12 критериев, однако и она не является целиком совершенной (табл.2).

Таблица 2

Классификация стратегий

Критерии Виды стратегий
За иерархией в системе управления — Корпоративная стратегия; — деловая стратегия; — функциональная стратегия; — операционная стратегия
За функциональными признаками — Маркетинговая стратегия; — производственная стратегия; — финансовая стратегия; — организационная стратегия; — социальная стратегия; — экологическая стратегия; — стратегия НДПКР
За стадіями жизненного цикла бизнеса — Стратегия роста; — стратегия содержания; — стратегия сокращения
За конкурентной позицией на рынке — Стратегия лидерства; — стратегия претендента; — стратегия последователя; — стратегия новичка
За образом достижения конкурентных преимуществ — Стратегия оптимальных расходов; — стратегия лидерства за расходами; — стратегия дифференциации; — стратегия фокусирования
По уровню глобализаций бизнеса — Стратегия узкой специализации; — стратегия экономы на масштабе; — стратегия диверсификации; — стратегия адаптации к национальному среде
В зависимости от рыночного спроса — Стратегия маркетинга развития; — стратегия стимуляционного маркетинга; — стратегия конверсионного маркетинга; — стратегия маркетинга поддерживания; — стратегия ремаркетингу; — стратегия демаркетинга
В зависимости от сроков реализации стратеги — Стратегия довгостроковості; — стратегия середньостроковості; — стратегия краткосрочности
В зависимости от экономического состояния фирмы — Стратегия ликвидации (банкротство); — стратегия выживания (предотвращение банкротства); — стратегия стабилизации; — стратегия роста
В зависимости от вида дифференциации — Стратегия товарной дифференциации; — стратегия сервисной дифференциации; — стратегия имиджевой дифференциации; — стратегия кадровой дифференциации
В зависимости от метода выбора целевого рынка — Стратегия товарной специализации; — стратегия сегментной специализации; — стратегия односегментной концентрации; — стратегия выборочной специализации; — стратегия полного охвата
В зависимости от степени сегментирования рынка — Стратегия недифференцированного маркетинга; — стратегия дифернційованого маркетинга; — стратегия концентрированного маркетинга
     

Значительный практический потенциал репрезентует классификация стратегий предприятия, которую предложил украинский исследователь Александр Сумець:

а) стратегии роста (используют за положительной рыночной конъюнктуры, освоение новых сегментов рынка и т.п.);

б) стратегии поддержки (направленные в поддержку основной деятельности, производственного потенциала предприятия, доли рынка, модификации продукции и т.п.);

в) стратегии реструктуризации (применяют для укрепления предприятия и приспособление его к динамическим условиям рынка; предусматривают сокращение расходов, освоение новых видов деятельности и рынков);

г) стратегии сокращения (свертывание) деятельности (используют в связи с ухудшением финансового состояния, потерей предложений на рынке с целью организации «отступления» реструктуризации деятельности, активов);

ґ) стратегии ликвидации (предусматривают ликвидацию отдельных подразделов предприятия с целью перегруппировки сил для повышения эффективности своей деятельности; реализуются путем санации, банкротства или даже закрытие предприятия).

В нестабильных экономиках нередко приходится использовать стратегии выживания, стабилизации, ограниченного роста. Проникновение на национальные рынки мощных иностранных компаний часто побуждает местные предприятия искать выход с затруднительного положения с помощью стратегий сокращения и переориентации, интеграции, экспансии, реструктуризации, диверсификации, оптимизации производства и т.п.

1.1. Особенности организации стратегии операционной системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: