Классификация
1) Неуправляемые (постоянного сцепления)
· жесткие
- втулочные
- фланцевые
· упругие
- муфты с резиновым упругим элементом
- муфты с металлическим упругим элементом
· компенсирующие
- зубчатая муфта
- цепная муфта
- кулачково-дисковая муфта (крестовая)
- шарнирная
2) Управляемые (цепные)
- фрикционная муфта
- зубчатая
- кулачковая
3) Самоуправляемые (автоматические)
- самоуправляемые по скорости вращения (центробежные)
- самоуправляемые по направлению вращения (обгонные)
- самоуправляемые по крутящему моменту (предохранительная)
Управляемые муфты позволяют включать и отключать вращение исполнительного механизма без остановки двигателя.
Самоуправляемые муфты позволяют включать и выключать вращение автоматически.
Достоинства:
1. Простота
Недостатки:
1. Необходимость соблюдать строгость соосности валов
2. Необходимость смещения одного из агрегатов при монтаже и демонт. соед.
Лекция № 6
Ременные передачи
Виды ременных передач:
|
|
3. открытая;
4. перекрестная;
5. угловая;
6. со ступенчатыми шкивами;
7. с натяжным роликом.
Геометрические соотношения:
Межосевое расстояние a ≥ 1,5 ∙ (d1 + d2) – плоскоременная передача.
a ≥ 0,55 ∙ (d1 + d2) + h – клиноременная передача, где h – высота клинового ремня.
Длина ремня определяется по следующей формуле:
После определения расчётной длины её округляют до ближ. стандар. значения.
Мин. угол обхвата для плоскоременной передачи– 150°, для клиноременной– 110°.
Силы в ременной передаче:
Для работы ремень предварительно натягивают, создавая усилие F0.
В процессе работы передачи усилия в ремне изменяются и становятся равными:
F1 = F0 + Ft/2 – для набегающей ветви;
F2 = F0 - Ft/2 – для cбегающей ветви.
При облегании ремнём шкива в ремне возникают центробежные силы:
Fv = ρ ∙ A ∙ V2, где ρ – плотность ремня; А – площадь поперечного сечения ремня; V – линейная скорость ремня.
Условно считают, что сила Fп действует по линии центров и её рассчитывают по формуле: Fп = 2 · F0 · sin (α1/2).
Скольжение ремня по шкивам:
Существует 2 вида скольжения:
1) упругое (обусловлено разницей усилий в ветвях ремня);
2) пробуксовка.
Передаточное отношение ременной передачи:
Линейная скорость обода шкива:
где
ξ – коэффициент, характеризующий проскальзывание ремня.
Так как проскальзывание ремня зависит от режима нагружения, то U не является постоянным.
- упругое скольжение.
Расчёт ременных передач:
Основной расчёт ременных передач – на тяговую способность. Проверочный расчёт ременных передач – на долговечность.
Тяговая способность ремня обусловлена сцеплением ремня со шкивом. Долговечность ремня – свойство сопротивляться усталостному разрушению.
|
|
Допускаемая окружная сила определяется по формуле:
(где - несущая способность ремня);
η = 0,95 ÷ 0,97; φ0 = 0,4 ÷ 0,5 – для плоских ремней;
η = 0,92 ÷ 0,96; φ0 = 0,7 ÷ 0,8 – для клиновых ремней.
При расчете клиноременной передачи определяют допуск. мощность передаваемую одним ремнем в данных конкретных условиях.
Величина этой мощности опр. след. соотношением:
, -допуск. мощность в типовых условиях; - коэф-ты, учит. особенности конструкции и условия эксплуатации конкретной передачи(Сα – учит. угол обхвата; СL – длину ремня; СU – перед. отношение; Сp – динамичность нагружения).
Зная [p] можно опр. кол-во ремней, необх. для передачи заданной мощности:
, СZ – коэф-т, учит. кол-во ремней.
При исп. нескольких ремней подбирают комплект. При выходе из строя одного ремня должен быть заменен весь комплект.
Способы натяжения ремней:
1. При помощи веса электродвигателя;
2. При помощи натяжного приспособления.
Преимущества ременной передачи:
1. простота
2. возможность обеспечения больших межцентр. расстояний (до 15 м)
3. высокая частота вращения
4. плавность и бесшумность работы
5. хорошие демпфирующие свойства
Недостатки ременной передачи:
1. низкая долговечность ремня
2. большие (по ср. с зубч. передачами) нагрузки на подшипник
3. непостоянство перед. отнош. из-за проскальзывании ремня
4. чувствительность передачи к влаге и нефтепродуктам
Лекция № 7
Соединения
Шпоночное соединение относится к разъемным, служат для передачи крутящего момента от вала к ступице (или от ступицы к валу).
Выполняется механическим способом с помощью специальных соединительных деталей, устанавливаемых в пазах вала и ступицы – шпонок.
Шпоночные соединения делят на 2 группы:
· Напряженные (с помощью клиновых шпонок), в настоящее время не применяются;
· Ненапряженные (с помощью призматических или сегментных шпонок), в настоящее время применяются в основном в мелкосерийном производстве при невысоких скоростях вращения.
Достоинства:
Простота изготовления и низкая стоимость.
Недостатки:
1. Возможен перекос шпонки под нагрузкой (особенно призматические шпонки).
2. Трудность обеспечения взаимозаменяемости (необходима ручная подгонка).
3. Является концентратором напряжения.
4. Трудность обеспечения соосности вала и ступицы.
Основные причины выхода из строя шпоночных соединений:
1. смятие боковых поверхностей шпонок или пазов вала и ступицы;
2. срез шпонки.
Т.о. основными критериями работоспособности шпоночных соединений являются прочность по напряжениям смятия и прочность по напряжениям среза.