Отдельные источники РЧП

Источники РЧП будут рассмотрены в порядке их хронологического появления.

Исторически первым источником права как и любом раннеклассовом обществе был обычай. Обычай – это повторяющаяся и типичная в повседневном социальном поведении норма, которой придерживается общество. Это некий общественный стандарт, который передаётся из поколения в поколение, нередко сливающийся с религиозными нормами. По содержанию обычаи представляли собой нормы морали, а значит, являлись первоначальными представлениями общества о плохом и хорошем, добром и злом, и нарушение обычных норм влекло за собой меры общественного воздействия. Примером обычая могут считаться обычай кровной мести, принцип Талиона (воздаяние равным за равное).

Обычай как древнейшая форма образования римского права включал в себя:

· Обычаи предков;

· Обычная практика (обычаи, сложившиеся в толковательной практике жрецов);

· Обычаи, сложившиеся в практической деятельности магистратов.

Обычные нормы не закрепляются в письменной форме, передаются из поколение в поколение, преемственность обычаев осуществлялась с помощью понтификов, жрецов, которым было вверено хранение заветов предков. Но именно в обычаях была заложена идея доброго и справедливого, что в дальнейшем предопределило понятие права как "искусства о добром и справедливом", и вот почему нормы обычного права в дальнейшем были письменно закреплены и интерпретированы в законах.

Первым таким письменным кодексом, в котором были сосредоточены обычаи, являлись Законы XII таблиц (451-450 г. до н.э.), представлявшие собой источник национального римского права. Таблицы представляли собой 12 деревянных или мраморных дощечек, выставленных у входа в сенатскую курию. Нормы, закреплённые в Законах XII таблиц, носят не казуистический, а общий характер, что говорит о признаках юридических, а не религиозных норм в таблицах. Нормы носят светский, а не сакральный характер. Но при этом язык Законов XII таблиц весьма архаичен, а нормы – формальны и жестоки (взять хотя бы обычай воздаяния равным за равное). К сожалению, первоначальный текст таблиц не дошёл до наших дней и сохранился лишь в отдельных отрывках в произведениях римских юристов. Но именно с созданием Законов XII таблиц связывают формирование так называемого обычного права – это совокупность обычаев догосударственного общества, получивших санкцию государства и поддержанных принудительной силой государства.

Со временем обычай исчерпал себя как форма регулирования общественных отношений. В качестве причин этого процесса можно отметить:

· обычай являлся не юридической, а социальной нормой, не снабжённой государственным принуждением, и потому снижалась эффективность обычая как регулятора общественных отношений.

· по своему содержанию обычай был основан в большей степени на религиозных нормах и потому не мог регулировать усложняющуюся систему товарно-денежных отношений.

· укрепление и расширение римского государства потребовало единообразных норм, регулирующих общественные отношения.

Таким образом, по мере расширения границ и укрепления римского государства, роста товарно-денежных отношений обычное право перестаёт удовлетворять потребностям юридической практики и уступает дорогу закону (lex). Закон – это первый письменный источник римского права, принятый народным собранием.

Гай говорил: "Закон – это то, что народ повелел и постановил". Эта формула отражает сущность закона – это только тот источник права, который принят коллегиально и принял в народном собрании; закон, принятый единолично или с нарушением процедуры его принятия, юридической силы не имеет.

Порядок принятия закона:

1. Магистрат разрабатывает проект закона и созывает народное собрание.

2. Народное собрание принимает или отклоняет закон (но не обсуждает). Принятие закона происходит в комициях, куриях, центуриях, трибах.

3. Ратификация закона сенатом.

Виды законов:

· Плебисцит (это решения народных собраний плебса; первоначально были обязательны только для плебеев, с 287 г. до н.э. – для всего населения).

· Несовершенные (законы, не содержащие санкции);

· Законы, воспрещавшие какой-либо юридический акт и объявлявшие его недействительным;

· Законы, устанавливающие угрозу применения санкций за совершение юридических актов, не объявляя ничтожности данных юридических актов.

Закон, в отличие от обычая, был письменно закреплённым источником права, содержал в себе не нормы морали, а юридические нормы, а значит и поддерживался принудительной силой государства, а не просто мерами общественного воздействия.

Структура закона была троякой, что соответствует современному построению правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция):

· Надпись (указание на имя инициатора закона и вид народного собрания, принявшего закон);

· Содержание самого закона (правило поведения, которое следовало исполнять);

· Санкция за неисполнение закона.

Изначально закон и обычное право сосуществовали вместе, но постепенно закон вытеснил обычай и в период республики был основным источником права.

Эдикты магистратов (от лат. dico – "говорю") – это нормативные акты, принимаемые магистратом при вступлении в должность и содержащие программу действий в период осуществления им своих должностных обязанностей. Эдикты магистратов являлись источником преторского права периода республики. Изначально они составлялись в устной форме, а затем – в письменной. Эдикты магистратов назывались "годичными", поскольку срок действия преторских полномочий – 1 год, и при вступлении в должность оглашался магистратом. Именно с помощью преторских эдиктов и создавалось преторское право, в рамках которого претор мог предоставить защиту тому лицу, которое по цивильному праву не было защищено, тем самым эдикты магистратов являлись весьма гибким источником права, заполняя пробелы в праве, исправляя и дополняя цивильное право. Эдикт был обязателен для претора, его издавшего, но не обязателен для последующего претора. Новый претор мог включить в свой эдикт так называемую "переходящую часть" – наиболее устойчивую и повторяющую из эдикта в эдикт часть, которая в силу повторения уже стала общеобязательным правилом поведения, традицией.

Случались ситуации злоупотребления со стороны магистратов, когда ими издавались эдикты, противоречащие начальному эдикту, изданному при вступлении в должность. В этом случае магистрат, равный по статусу или вышестоящий магистрат мог отменить такой нелегитимный эдикт.

Как уже отмечалось, изначально эдикт был обязателен только для претора, его принявшего, тем самым эдикты магистратов были динамичным источником права, постоянно изменяющимся. Но в период принципата, поскольку основные типы исковых формул уже сложились, преторский эдикт становится более статичным и практически не изменяется. В этот период и проводится кодификация преторских эдиктов, результатом которой стал Постоянный эдикт, над созданием которого трудился юрист Юлиан (около 130 г. н.э.). Данный эдикт назывался постоянным, поскольку был неизменным и мог изменяться и дополняться только императором. С этого момента прекращается правотворческая деятельность преторов, что объясняется усилением власти императоров в постклассический период.

Сенатусконсульты – это нормативные акты, издаваемые Сенатом и представляющие собой речь императора, произносимую в Сенате. Сенатусконсульты являлись основным источником права в период принципата, когда власть императора была ограничена, но при этом Сенат не имел полных законотворческих полномочий, как говорили римские юристы – "Сенат полагает, советует и рекомендует", т.е. можно говорить лишь о совещательных полномочиях Сената. Вот почему по сути сенатусконсульты являли собой императорскую волю, формально облечённую в законы, издаваемые Сенатом.

Конституции императоров приобрели актуальное значение в период домината, когда императоры приобрели неограниченную власть. Конституции императоров хотя и не являлись законом, но имели силу таковых (римские юристы говорили: "То, что угодно принцепсу, имеет силу закона"). Выделяли следующие виды императорских конституций:

· Эдикты – распоряжения общего характера, обращённые к народу (в отличие от эдиктов магистратов, эдикты императоров были обязательны для всего населения).

· Декреты – решения по судебным делам, рассмотренные императором в качестве высшей инстанции.

· Рескрипты – ответы на поступающие к императору вопросы и ходатайства частного характера;

· Мандаты – инструкции чиновникам и представителям императорской власти в провинциях по административным вопросам.

В период поздней империи распоряжения императора стали называться законами. Они составлялись в императорских канцеляриях. В период домината императорские конституции вытесняют все иные формы правообразования, становясь единственным источником права. Со временем проводилась кодификация конституций, воплощённая в Кодексе и его составной части – Новеллах..

Деятельность юристов – это уникальный и своеобразный источник римского права, благодаря которому римское право пережило свою эпоху.

В древнейшую эпоху знатоками права были понтифики, присвоившие себе исключительное право толкования законов. С течением времени право приобретает светский характер, и его созданием и толкованием занимаются профессионалы-юристы. Основной целью деятельности юристов было применение законов, их толкование, редактирование формальных актов. Таким образом, за юристами признавали правотворческие функции

Основные направления деятельности юристов можно выразить в формуле: respondere, agree, cavere, scribere.

Respondere – дача юридических консультаций.

Agere – руководство процессуальными действиями, но не ведение дела в качестве адвоката.

Cavere – ограждение интересов граждан путём советов.

Scribere – составление юридических документов.

Труды римских юристов романисты делят на пять основных категорий:

· Произведения, посвящённые разработке общих принципов цивильного права (Помпоний, Павел, Ульпиан);

· Комментарии к преторским эдиктам (Гай, Павел, Лабеон);

· Дигесты (Пандекты) – собрание сочинений юристов;

· Институции – элементарные учебники для римских юристов;

· Сборники юридических казусов по названием "Вопросы", "Ответы", сборники афоризмов и поговорок.

С деятельностью римских юристов связывают образование двух школ в римской юриспруденции – прокулианцев (основатели – Лабеон и его ученик Прокул) и сабинианцев (Основатели – Капитон и его ученик Сабин). Эти школы по-разному трактовали определённые вопросы частного права, исходя из разных философских концепций. Сабинианцы были материалистами, в силу чего считали первичной материю, а прокулианцы – идеалистами, исходя из чего они считали доминирующей форму ("Материя не существует, пока она не обретёт форму", говорили они). Кроме того, Капитон характеризовался современниками как консерватор, сторонник принципата, Лабеон же считался сторонником республики, был новатором в юриспруденции. Примерно к середине II столетия н.э. противоположности школ сабинианцев и прокулианцев сглаживаются и мы имеем дело с так называемой классической юриспруденцией.

Следует отметить, что respondere – консультационная работа не была официальной, а точнее, предоставляемые гражданам консультации не носили характер общеобязательных и представляли собой частное мнение отдельного юриста. Однако, при императоре Октавиане Августе некоторым юристам была предоставлена особая привиления – их консультации приобретают обязательную силу для судей. Данное право было узаконено Законом о цитировании 426 г. н.э., которым признавалась юридическая сила за высказываниями пятерых юристов и лиц, которые ссылались, цитировали этих юристов. Иначе говоря, только данным юристам было предоставлено право давать официальные юридические консультации. Это были: Папиниан, Гай, Павел, Модестин и Ульпиан. При этом мнение Папиниана имело приоритет, если по одному и тому же вопросу между юристами обнаруживались разногласия. Причём, в некоторых случаях юристы могли не мотивировать своё решение, ограничившись словом "Да" или "Нет".

Деятельность римских юристов достигла своего апогея в период принципата, а в период домината римская юриспруденция пришла в упадок по причине усиления власти императоров и воплощения их правовых предписаний в конституциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: