Бюджетные ассигнования на приоритетные национальные проекты за 2007-2010 гг., млрд.руб.
Национальные проекты | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Образование | 48,9 | 45,4 | 27,3 | 17,01 |
Здоровье | 107,7 | 77,3 | 123,4 | 127,2 |
Доступное и комфортное жилье гражданам России | 50,8 | 138,7 | 124,6 | |
АПК (Государственная федеральную программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы») | 23,5 | 35,1 | 99,6 | |
Общая сумма бюджетных ассигнований за год | 230,9 | 233,8 | 403,4 | 368,41 |
Источник: Заключения Счетной Палаты о бюджетах на 2007, 2008, 2009, 2010 гг.
Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов (далее – ПНП) в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличились на 169,6 млрд.рублей или на 72 %, в 2010 году по сравнению с 2009 они снизились на 34,99 млрд. рублей или на 8,67 %.
Бюджетные ассигнования в 2010 году снижаются. Это обусловлено завершением ряда мероприятий приоритетных национальных проектов «Образование», «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Рост расходов на реализацию проекта «Здоровье» вызван в основном увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью. Финансовое обеспечение развития АПК предусматривает значительный объем средств на возмещение части затрат на уплату % по кредитам и субсидии на проведение закупочных интервенций сельскохозяйственной продукции.
|
|
Перечень федеральных целевых программ, на реализацию которых предусмотрены бюджетные ассигнования на 2010 год, сформирован как из ранее действующих программ, так и из вновь разрабатываемых. Данные о количестве ФЦП и об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию в 2009 – 2010 годах, приведены в следующей таблице.
Таблица 12.
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Количество ФЦП | ||||
Объем ассигнований, млрд. рублей | 542,9 | 729,8 | 903,8 | 730,9 |
Рост объема ассигнований к предыдущему году, % | - | 34,4 | 23,8 | -19,1 |
Доля расходов на ФЦП в общем объеме расходов, % | 9,9 | 11,1 | 10,2 | 8,3 |
Источник: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
В 2008 году возросли расходы федерального бюджета на ФЦП по сравнению с 2007 годом на 186,9 млрд.рублей. В 2010 году расходы федерального бюджета на ФЦП по сравнению с 2009 годом сократятся на 172,9 млрд. рублей, или на 19,1 %.
Доля расходов на федеральные целевые программы в общих расходах проекта федерального бюджета в 2010 году составит 8,3 % против 10,2 % в 2009 году.
Кроме того, средства выделяются и региональными бюджетами в рамках реализации национальных проектов на уровне регионов.
|
|
Общий объем ассигнований на финансирование 53 ФЦП в 2010 году составит 730,9 млрд. рублей, что на 19,1 % меньше, чем в 2009 году.
Доля расходов на федеральные целевые программы в общих расходах проекта федерального бюджета в 2010 году составит 8,3 % против 10,2 % в 2009 году. Данное снижение бюджетных ассигнований свидетельствует о сужении сферы применения программно-целевых методов бюджетного финансирования. В законопроект включены 3 ФЦП, не утвержденные в установленном порядке, на общую сумму 15,5 млрд. рублей, или 2,1 % расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование ФЦП.
В Перечне федеральных целевых программ (см. Приложение 2), включенных в законопроект на 2010 год, из 50 утвержденных ФЦП объемы предусмотренных ассигнований не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным в паспортах, по 39 ФЦП (78 %).
В Перечне на 2010 год из 50 утвержденных ФЦП по 39 ФЦП (78 %) объемы предлагаемых ассигнований не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным в паспортах ФЦП, в том числе по 4 ФЦП (8 %) объемы бюджетных ассигнований в законопроекте превышают объемы финансирования, предусмотренные в паспортах ФЦП, а по 35 ФЦП (70 %) - ниже объемов в паспортах ФЦП.
Таким образом, программно-целевой методбюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных законом или нормативным актом целевых программ. Целевые федеральные программы и национальные проекты напрямую связаны с национальной экономикой, от успешной реализации программ и проектов зависит общее состояние экономики страны.