Наименование статьи расходов | ||||||
сумма (тыс. руб.) | уд. вес, % | сумма (тыс. руб.) | уд. вес, % | сумма (тыс. руб.) | уд. вес, % | |
Общегосударственные вопросы | 281847,70 | 6,2 | 394742,41 | 6,8 | 231985,99 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 50229,10 | 1,1 | 57804,33 | 60131,42 | ||
Национальная экономика | 484155,90 | 10,6 | 673824,65 | 11,6 | 17522,68 | 0,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 694656,00 | 15,16 | 1260470,92 | 21,67 | 2232539,44 | |
Охрана окружающей среды | 4000,00 | 0,04 | 1824,50 | 0,03 | 800,00 | 0,01 |
Образование | 2083800,30 | 45,5 | 2673154,26 | 45,9 | 2755690,86 | 45,8 |
Культура, кинематография и СМИ | 116351,90 | 2,5 | 114879,66 | 84192,11 | 1,39 | |
Здравоохранение и спорт | 473701,40 | 10,4 | 424873,78 | 7,3 | 167948,32 | 2,8 |
Социальная политика | 375733,50 | 8,2 | 208400,25 | 3,6 | 215854,48 | 3,6 |
Межбюджетные трансферты | 12058,50 | 0,3 | 8008,00 | 0,1 | 253801,23 | 4,1 |
Всего расходов | 4576534,30 | 5817982,76 | 6020466,52 |
Общая сумма расходов муниципального образования ежегодно растет. Наибольший удельный вес в структуре расходов составляют расходы на образование и расходы финансирование на жилищно-коммунальное хозяйства. Средства по разделу «жилищно-коммунальное хозяйство» направлялись на капитальный ремонт жилого фонда города Набережные Челны; замену и модернизацию лифтов; текущее содержание объектов благоустройства придомовых территорий; озеленение города; содержание уличного освещения города; содержание и ремонт городских дорог, мостов, содержание и эксплуатацию технических средств регулирования дорожного движения, подземных переходов; покупку нового оборудования и инвентаря.
|
|
Расходы на социальную политику являются основополагающими, так как они направлены на улучшение уровня жизни населения. Ежегодно предусматриваются ассигнования из бюджета города на социальное обеспечение населения, в частности: компенсационные выплаты на питание в школах, финансирование учреждений социального обслуживания, а также программы адресной социальной поддержки инвалидов и малообеспеченных категорий населения. Однако, с каждым годом наблюдается снижение доли данных расходов в общей сумме расходов муниципального образования.
Одной из основных проблем осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
|
|
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного
финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу
этих принципов относятся:
- получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений.
Для определения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета государства делят на:
- расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
- расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной
сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
- расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.