Общество как система социальной жизни

Система – это совокупность элементов, находящихся в устойчивых отношениях и связях друг с другом. Социология рассматривает общество как сложную систему. Системообразующими качествами общества выступают: целостность, динамичность, историчность, открытость. Ее функционально зависимыми элементами являются: социальные подсистемы, социальные институты, социальные общности, социальные роли. Выявить устойчивые, повторяющиеся связи и на их основе установить закономерности функционирования общественной системы можно с помощью метода системного анализа. Основными принципами системного анализа общества являются:

- принцип целостности;

- принцип структурированности;

- принцип иерархичности компонентов системы;

- принцип обратной связи со средой.

Т. Парсонс рассматривает общество как социальную систему, обладающую наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды. Он выделяет три проявления этой самодостаточности: экономическое, политическое и личностно-интегративное. Рассматривая общество с позиций системного анализа, он определяет четыре основные функциональные проблемы: адаптация, целедостижение, стабилизация и интеграция, решение которых обеспечивается специализированными подсистемами. Адаптация – это способность приспособления к изменяющимся условиям как внутри общества, так и во внешней среде. Целедостижение определяет способность ставить цели и задачи и обеспечивать процесс их достижения. Стабилизация заключается в способности сохранять устойчивость за счет ценностей норм. Интеграция позволяет обществу включать в свою систему новообразования, неизбежно возникающие в ходе его развития. Так функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, функцию стабилизации – система верований, мораль и органы социализации, включая семью и институты образования.

3. Типология обществ. Типология – это объединение на основе сходных базовых признаков. Поскольку общество – сложное многомерное образование универсальной типологии не может быть. Существуют различные подходы к классификации в зависимости от выбранных критериев, - выделяют закрытые и открытые; восточные и западные; традиционные, индустриальные и постиндустриальные; стабильные и нестабильные; устойчивые и переходные. Проанализируем некоторые из них.

ü Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется аграрным укладом, примитивным ремесленным производством, малоподвижными структурами, система власти жестко иерархична. Способы социокультурной регуляции основаны на традициях, обычаях. Традиционному обществу присущи низкие темпы развития производства, инертность, невосприимчивость к нововведениям. Любые проявления свободы личности подавляются властными структурами, социальными и культурными институтами.

ü Индустриальное общество – это новый тип общественной организации, приходящей на смену традиционному. Экономика основана на крупном машинном производстве, коллективной организации труда. Промышленное производство связано с применением научных знаний, технологий, использованием новых источников энергии. Растет престиж промышленного труда, изменяется социальная структура, развивается социальная мобильность, складываются высокоразвитые системы государственного управления. Такая организация общественной жизни позволяет разумно сочетать интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

ü Постиндустриальное общество – общество, основными ресурсами которого становятся знания, информация и технологии, ведущие позиции занимает наука и образование. Сокращаются масштабы производства в добывающих отраслях, происходит смена доминантных секторов экономики: вместо промышленного главным становится сектор обслуживания. Изменяется социальная структура, увеличиваются слои и группы, занятые интеллектуальным трудом. Переход к эпохе постиндустриального общества начался в еще в середине ХХ века в США и наиболее развитых странах Европы.

Для уточнения характеристик традиционного индустриального обществ немецкий философ Карл Поппер ввел понятия открытого и закрытого обществ.

ü Закрытые – магические, племенные общества, догматически-авторитарные, застывшие на достигнутой стадии развития.

ü Открытые – демократические, принизанные духом критики, постоянно изменяющиеся, гражданам которого свойственны рациональное постижение мира, индивидуализм.

Переход от традиционного общества к индустриальному проходит через стадию модернизации. Модернизация (по Смелзеру) – это сложный комплекс экономических, социальных и культурных перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации и освоением научно-технических достижений.

Американский социолог Элвин Тоффлер (р. 1928.) считает, что общество в своем развитии проходит три этапа: сельскохозяйственный (до ХII века), индустриальная цивилизация (ХVIII – ХIХ века), общество третьей волны.

ü В обществе третьей волны ведущими отраслями становятся производство электронно-вычислительной техники, космическая индустрия, генная инженерия. Изменяются социокультурные стандарты, нормы и ценности, формируется новый образ жизни.

В русле марксистской традиции общества классифицируются по двум главным критериям: способу производства и форме собственности. Объединенные этими признаками общества составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно Марксу, человечество проходит пять общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинную – с примитивно-присваивающим способом производства;

- рабовладельческую – с использованием труда рабов, находящихся в собственности у рабовладельца;

- феодальную – основанную на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

- капиталистическую, с экономической зависимостью формально свободных работников наемного труда;

- коммунистическую – общество будущего с равным отношением всех к собственности на средства производства.

4. Развитие общества. Общество находиться в беспрерывном движении, постоянно развивается, постепенно преобразуя свои базовые структурные уровни. Эти перемены приводят к появлению новых элементов культуры, образованию новых и исчезновению старых социальных институтов, изменению статусно-ролевых взаимодействий, нормативного порядка и всего правового пространства. Стремление понять механизмы этих процессов привело социологов к построению различных моделей общественного развития. Во всем многообразии теоретических подходов можно выделить следующие основные: концепция направленного прогрессивного развития и концепция циклического развития.

О. Конт первым обосновал идею прогрессивного развития как беспрерывное улучшение человеческой природы, и прежде всего разума, выделив три стадии интеллектуальной эволюции: теологическую, метафизическую и позитивную. Э. Дюркгейм видел прогресс в общественном разделении труда и неизбежной нужде в сотрудничестве: общество движется от механической солидарности к органической. К. Маркс видел прогресс в преобразовании и утверждении общества на социалистических началах, что на высших ступенях его развития приведет к отмиранию классов, а вместе с этим и государства и политической системы общества вообще. Идея циклического развития общества наиболее полно представлена в трудах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.

Изучая развитие общества и те стадии, которые проходила человеческая цивилизация, ученые открыли закон ускорения истории, уплотнения исторического времени. Изменяется во времени и статусный портрет общества. В примитивном обществе статусов не более двух десятков. В современном – только профессиональных статусов более 40 тысяч, семейно-родственных – около 200, сотни политических, религиозных, экономических. Возрастает скорость социального и научно-технического прогресса, а значит, нарастает разделение общественного труда и, как следствие, статусное разнообразие[4].

Действительно, на каждую последующую стадию развития общества уходит времени в 3 – 4 раза меньше, чем на предыдущую. Общество развивается быстрее, динамичнее. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального, феодализм протяженнее капитализма. Люди, родившиеся в нашей стране в начале ХХ века, пережили фактически три типа цивилизации – аграрный, индустриальный и постиндустриальный[5].

Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью, т.е. динамика развития разных народов и наций различна. Даже будучи вовлеченными в современный поток модернизации, страны не прошедшие предыдущих стадий тормозят общее развитие, тяготеют к фундаментализму, призванному восстановить самобытность традиционного доиндустриального уклада жизни. Так происходит с республиками Средней Азии, исламскими странами. Отметим, что и в Америке, и в России соседствуют индустриально развитые регионы и районы, в которых формальное и реальное время расходятся[6].

В процессе развития общества могут наблюдаться разрушительные тенденции, нарастание девиационных процессов, т.е., наступает состояние аномии (Э. Дюркгейм). В состоянии аномии социальная жизнь дезорганизуется настолько, что институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль. Развитию аномии могут способствовать природные катаклизмы, экономические потрясения, войны. Главной проблемой для большей часть населения становиться не выполнение статусно-ролевых предписаний, а поддержание своего жизненного уровня, физическое выживание. Россия в последнем десятилетии ХХ века явила много подобных примеров. Опасна для общества и делегитимация – потеря исходных ценностных основ нормативного порядка, обеспечивающих целостность общества на межсоциальном уровне. Массы утрачивают доверие к власти, к идеалам и ценностям, еще недавно казавшимися важными и нерушимыми. В СССР в начале 90-х годов прошлого века как раз и сложилась такая ситуация, приведшая к его распаду[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: