Потребительский выбор и его особенности

3.

2.

Самостоятельно

1.

Теория эластичности

Равновесие спроса и предложения

Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения. Для этого наложим графики спроса и предложения друг на друга. Все рыночное пространство оказывается поделенным на 4 зоны.

I сектор – «мертвая» зона данного рынка. Цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца.

II сектор – зона возможных продаж, но покупки при таких условиях невозможны. Производитель готов продать товар, но покупатель не готов его купить.

III сектор – зона возможных покупок. Продажи невозможны.

IV сектор – зона совпадения интересов продавца и покупателя. Сделка возможна.

Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены при определенном уровне цен, называется равновесие.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Рассмотрим кривые спроса и предложения в линейном виде и приравняем и

a – b*Q = с + d*Q

=

В результате установившегося равновесия выигрывает и производитель и потребитель. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены и выше минимальной цены производителя, выделяют излишек или выигрыш потребителя и выигрыш или излишек производителя.

Существуют два подхода к установлению равновесной цены:

1) Подход Вальраса

2) Подход Маршалла

Главным в подходе Вальраса является разница между объемом спроса и предложения. При избытке спроса в результате конкуренции покупателей происходит увеличение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения происходит конкуренция продавцов => к исчезновению избытка (рис.а).

а) по Л. Вальрасу

Равновесие Маршалла исходит из того, что рыночное равновесие складывается под влиянием превышения над и наоборот. Превышение над стимулирует продавцов увеличивать объем предложения. А если < , то это заставит продавцов уменьшить объем предложения.

б) по Маршаллу

Равновесие может быть:

- устойчивым;

- неустойчивым;

- локальным;

- глобальным.

Устойчивостью равновесия называется способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаются в ранее утраченное равновесное состояние.

Делится:

- абсолютное (наблюдается в случае установившейся единой цены ),

где - равновесная цена

- относительное (устанавливается при небольшом отклонении от ).

При достижении равновесия в определенных пределах колебания цены, говорят о локальной устойчивости. При этом устойчивость достигается лишь в определенных интервалах.

Устойчивость носит глобальный характер, когда равновесие устанавливается при любых отклонениях цены от .

Установившееся равновесие происходит в результате затухающих циклических колебаний.

Если колебания носят равновесный или взрывной характер, то не формируется.

При анализе устойчивости равновесия используются динамические модели, учитывающие фактор времени.

Простейшей динамической моделью является паутинообразная. Она отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства. Производители принимают решение об объеме предложения исходя из фактических цен предыдущего периода. Потребитель заранее не принимает решений об объеме покупок, и объем спроса в любой период времени зависит от цены товара в данном периоде.

Рис. 1 - Паутинообразная модель

Равновесие является устойчивым, если угол наклона кривой предложения круче кривой спроса. Чем более неэластично предложение, тем устойчивей равновесие. Если углы наклона кривых одинаковы, то совершается равномерное циклическое колебание вокруг равновесного уровня.

Эластичность спроса по цене – показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 %.

Данная величина всегда отрицательна (т.к. и в обратной зависимости).

, где

- эластичность спроса по цене.

Три случая эластичности спроса:

1) Эластичный спрос (темпы роста спроса больше темпов роста цены)

>1

2) Единичная эластичность (темпы роста цены и спроса одинаковые)

=1

3) Неэластичный спрос (спрос изменяется медленнее, чем цена)

<1

Чем более эластичный спрос, тем более пологий наклон кривой.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то коэффициент эластичности равен 0. Спрос является абсолютно неэластичным.

Рис. 2 - Абсолютно неэластичный спрос

Если бесконечно малое расширение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то спрос является абсолютно эластичным.

Количество покупаемого товара не ограничивается при P, а при более высоких ценах спрос отсутствует.

Рис. 3 - Абсолютно эластичный спрос

Конкретная методика подсчета коэффициента эластичности зависит от того, насколько значительным является расхождение начальных и конечных значений рассматриваемых величин P и Q. Если они не значительны, то в формуле обычно используются начальные значения, так как это позволяет сравнивать несколько вариантов изменений при принятии решений. Т.о. рассчитывается точечная эластичность спроса.

Точечная эластичность – величина эластичности спроса по цене, определяемая для каждого значения цены.

Т.о., эластичность в точке – реакция спроса на бесконечно малое изменение цены.

Однако часто требуется знать, какова эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу из одного состояния в другое. В данном случае используется показатель дуговой эластичности.

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара на некотором отрезке кривой спроса.

Если изменение P или Q больше 5%, то используется дуговая эластичность.

На влияют следующие факторы:

1) Степень необходимости данного блага для потребителя

2) Наличие товаров-заменителей

3) Удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете данного потребителя

4) Размер дохода

5) Размер запаса

6) Период времени

Если кривая спроса задана линейной функцией, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен:

Кроме коэффициента прямой эластичности рассчитывается коэффициент перекрестной .

Перекрестная эластичность – называется эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.

Данный коэффициент показывает, на сколько % изменится объем спроса на товар Х при однопроцентном изменении цены товара У.

Величина этого коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся эти товары.

Они могут быть:

- взаимозаменяемы (>0);

- взаимодополняемы (<0);

- нейтральные (= 0).

Чем больше , тем больше степень заменяемости блага.Однако это правило может быть использовано лишь при небольших ценовых изменениях.

Эластичность спроса по доходу – показывает, как изменится объем спроса при однопроцентном изменении дохода.

Если >0, то это означает, что данный потребитель считает данный товар нормальным и увеличивает его закупки при увеличении своего дохода.

Если <0, то товар является для потребителя неполноценным и спроса на него уменьшается с возрастанием дохода.

Если 0<<1, то спрос на благо увеличивается медленнее дохода, что характерно для товаров первой необходимости.

Если >1, то спрос на благо опережает рост дохода и не имеет насыщения. Это характерно для предметов роскоши.

Q= a – b*p

Зависимость между объемом спроса на определенные товары и уровнем дохода можно показать с помощью кривых Энгеля.

На оси абсцисс отложим величину спроса, а на оси ординат - величину дохода.

Рис. 4 – Кривая Энгеля для товаров первой необходимости

Проведем к точке A касательную. Ее наклон определяется отношением , а отношение дохода к спросу выражается отношением .

Рис. 5 – Кривая Энгеля для предметов роскоши

Зависимость выручки продавцов от цены товара может быть измерена коэффициентом эластичности выручки по цене.

, где

TR – совокупная выручка

Существует зависимость междуи :

= 1 +

Если спрос эластичен, то <0.

Если спрос неэластичен, то >0.

Если единичная эластичность, то =0.

Эластичность предложения по цене – характеризует реакцию предложения на изменение цены товара.

Эластичность предложения является положительной величиной.

Факторы, влияющие на :

1) Возможность хранения и затраты на хранение данного товара (чем больше затраты, тем меньше эластичность);

2) Фактор времени (чем больше период времени, тем выше эластичность);

3) Уровень ресурсов

4) Технологические особенности налаживания производства определенных товаров.

Эластичность предложения колеблется от 0 до .

Различают:

- неэластичное предложение (E<1);

- эластичное предложение (E>1);

- единичное предложение (E=1).

Теория эластичности находит широкое применение в политике государства. Регулирование рынка является одним из направлений деятельности государства. Оно осуществляется разными способами:

через налоги и дотации;

регулирование цен посредством установления их верхних или нижних пределов;

регулирование количества товаров.

Первый способ регулирования не изменяет условий протекания рыночных процессов и не ограничивает свободу действий рыночных субъектов.

Специфический налог – налог на единицу продаваемого товара.

Адвалорный налог – налог на цену или добавленную стоимость на каждой стадии производства.

При специфическом налоге кривая предложения сдвигается параллельно, так как величина налога едина для любого уровня цен.

При адвалорном налоге кривая предложения повернется против часовой стрелки.

Эффект налога состоит в повышении цены и снижении объема продаж. Однако цена не поднимается на полную величину налога, так как кривая спроса имеет отрицательный наклон. Бремя налогов распределяется между потребителями и производителями.

Допустим, государство вводит фиксированную сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до .

Рис. 6 – Распределение налогового бремени

Сумма налога распределяется между производителями и потребителями, а также включает избыточное налоговое бремя, которое является омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества.

При введении налога на рынке существует две цены:

- цена, которую платит покупатель;

- цена, которую получает производитель.

Эти две цены различаются на сумму налога:

, где

t – налог на единицу проданного товара.

Если налог возлагается на продавцов, то условие равновесия состоит в том, что цена предложения и величина налога должны равняться величине спроса. Если налог возлагается на покупателей, то цена спроса за вычетом налога должна равняться величине предложения.

Графически показать распределение дотаций между продавцами и потребителями можно через распределение налогового бремени.

Рис. 7 – Распределение дотаций между производителями и потребителями

Дотации выступают как налоги наоборот. В результате введения дотаций, производители могут предлагать те же объемы продукции, но по ценам, уменьшенным на величину товарной дотации. Без дотации цена товара составляла бы . При введении дотации производителям кривая S сдвинулась вниз, объем продаж вырос с до . Покупатели платят новую цену , а производители получают цену . Данная поддержка производителя обходится потребителю в сумму .

Тема № 3: Поведение потребителя в рыночной экономике

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: