Аксиома полной упорядоченности и ли сравнимости

1.

Бюджетные ограничения. Оптимум потребителя

Потребительские предпочтения

Важнейшим условием изучения рынка является анализ поведения потребителя.

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителя на разнообразные товары и услуги, что определяет развитие их производства. Т.о. в основе рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей.

Теория потребительского поведения или потребительского выбора основано на том, что потребитель имеет определенные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетом, и при данных условиях делает выбор, который обеспечивает ему максимальную полезность. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.

Полезность – это способность экономического блага удовлетворять какие-либо потребности человека, т.е. повышать уровень его благосостояния (Бентам).

Виды полезности:

1) общая (сумма полезностей отдельных частей блага);

2) предельная (полезность, получаемая потребителем от потребления каждой дополнительной единицы блага).

Общая полезность блага с ростом их количества постоянно растет, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается тогда, когда предельная полезность равна 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребности. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность уменьшается.

Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность для нас имеет каждая дополнительная единица этого блага. Т.о. цена блага определяется не общей, а предельной полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность блага снижается, то производитель может продать дополнительное количество совей продукции лишь в том случае, если снизит цену товара.

В 1854 г. Госсен сформулировал закон убывающей предельной полезности: предельная полезность каждой дополнительной единицы блага с ростом их количества уменьшается.

Полезность показывает, насколько необходим тот или иной объект выбора данному экономическому субъекту в данных условиях.

Существуют различные уровни формализации предпочтений разных групп потребителей, из которых вытекают различные подходы к количественной соизмеримости полезности благ.

Различают два подхода:

1) Подход, основанный на теории предельной полезности (количественный или кардиналистский);

2) Подход, основанный на теории кривых безразличия (порядковый или ординалистский подход).

В последней трети 19 века представители австрийской школы (Менгер, Бем-Баверк, Визер) разработали количественную теорию полезности, которая непосредственно связана с понятием предельной полезности и количественным измерением полезности. В основе количественного подхода лежат субъективные оценки потребителей. При этом было обосновано положение о том, что количество продукта является одним из главных факторов в условиях ограниченности ресурсов. Чем меньше продукта, тем он более ценен. (пример – Робинзон Крузо)

Согласно количественной теории, цена блага для потребителей определяется не общей, а предельной полезностью.

Функция полезности – функция, которая показывает убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

,

где MU – предельная полезность, равная производной общей полезности данного блага.

Практика показала, что полезность не может быть ни обнаружена, ни количественно измерена, поэтому в качестве альтернативы количественной теории появляется порядковая теория полезности (Эджуорт, Парето, Фишер). В 30 г. 20 века после работ Аллена и Хикса эта теория приобрела законченную форму.

Ординалистский подход описывает поведение потребителя с помощью функции предпочтения потребительских наборов. Потребительские предпочтения означают последовательность, порядок предпочтений, которые расположены по степени их желательности субъектам (предпочтения потребителями одного набора потребительских товаров и услуг по отношению к другому).

Рис. 8 – Кривая безразличия

На рисунке изображено множество точек, представляющих собой наборы товаров с порядковыми номерами. Больший номер означает предпочтение по отношению к меньшему. Равные номера означают, что наборы одинаково предпочтительны.

Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:

Потребитель способен упорядочить альтернативные наборы товаров с помощью отношений предпочтения и безразличия. Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А предпочтительнее В, либо В предпочтительнее А, либо они для него равноценны. Однако данная аксиома ничего не говорит о том, какой набор товаров является самым предпочтительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: