Тема 4. Эволюция менеджмента

1. Исторические предпосылки и периодизация в развитии менеджмента. Признание управления наукой и самостоятельной областью исследования. Ф.Тейлор и его книга «Принципы научного менеджмента».

2. Предпосылки превращения управления в научную дисциплину. Крупные отрасли и предприятия, формализованные способы управления ими.

3. Основные подходы, которые внесли существенный вклад в развитие управленческой науки.

4. Подход с позиции выделения различных школ в управлении:

4.1.Становление и развитие школы научного управления, его основоположники.

4.2.Представители классической или административной школы управления.

4.3.Школа человеческих отношений, ее представители.

4.4.Основная цель поведенческой школы, ее представители.

4.5.Характеристика школы науки управления. Ситуационный подход, его представители и вклад в теорию управления. Системный подход и его представители. Процессный подход, его характеристика и представители.

4.6.Эволюция подходов к управлению по М. Мескону.

1. Исторические предпосылки и периодизация в развитии менеджмента. Признание управления наукой и самостоятельной областью исследования. Ф.Тейлор и его книга «Принципы научного менеджмента».

Первое значительное проявление интереса к менеджменту было отмечено в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. В труде описывалась теория научного управления: применение научных методов для определения одного, наиболее эффективного способа выполнения работы. Исследования, которые проводились до и после публикации этой книги сделали Тейлора «отцом» научного менеджмента. Но, конечно же, понимание того, что организацией можно управлять более систематизировано, для более эффективного достижения её целей, не возникло в один момент. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX-го века до 20-х годов века XX-го. Основной причиной её возникновения была промышленная революция в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

В первой половине двадцатого века развивались четыре четко заметные школы управленческой мысли, а также три подхода к менеджмента. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

  Временный период               Наше время
               
Школы менеджмента              
               
Школа научного управления              
               
Административная (классическая) школа              
               
Школа человеческих отношений              
               
Школа поведенческих наук              
               
Школа науки управления (количественная школа)              
               
Подходы к управлению              
               
Процессный подход к управлению              
               
Системный подход к управлению              
               
Ситуационный подход к управлению              
               

Не все утверждения, определенные данными школами оказались в дальнейшем действительными, однако, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в сферу исследования менеджмента. Даже в настоящий момент современные прогрессивные компании используют определенные концепции и приемы, которые возникли в рамках данных школ.

Сравнительный анализ старой и современной организации управления приведен в таблице.

Старая организация Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций. Большое количество чрезвычайно мощных, крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих.
Относительно небольшое количество руководителей высшего звена, практическое отсутствие руководителей среднего звена. Большое количество руководителей высшего звена, небольшое количество руководителей среднего звена.
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности. Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой. Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения. Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.
Упор на приказ и интуицию. Упор на коллективную работу и рациональность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: