Съемочные светофильтры

Цветные съемочные светофильтры при черно-белой съемке являются одним из технических средств оператора в управлении тонопередачей хроматических цветов объекта. Поглощая избирательно те или иные лучи, они уменьшают экспонирование фотослоя этими лучами, то есть изменяют местные экспозиции, производимые отдельными цветными деталями объекта съемки.

Это же самое действие цветного светофильтра можно толковать и иначе: светофильтр как бы снижает чувствительность пленки к тем лучам, которые он способен поглощать. Таким образом, физический смысл применения цветного светофильтра заключается в изменении эффективной спектральной чувствительности пленки (см. § 55).

Цветные светофильтры при правильном учете их кратности не влияют на тоновоспроизведение шкалы серых цветов объекта поэтому перед употреблением цветных фильтров кратность их необходимо знать с тем, чтобы серые цвета объекта экспонировались под фильтром также, как и без фильтра.

Кратность цветного светофильтра не является его постоянной характеристикой. Она изменяется в зависимости от спектральной чувствительности пленки и спектрального состава освещения объекта.

Иногда считают, что кратность светофильтра зависит также и от цвета объекта съемки. Это неверно. Если бы это было так, то применять цветной фильтр не было бы никакого смысла, так как и с ним и без него цвет объекта передавался бы одним и тем же тоном.

От цвета объекта съемки может зависеть лишь выбор фильтра той или иной кратности, но не сама кратность. Например, желая передать голубое небо в заданном тоне, мы можем из серии желтых или оранжевых светофильтров выбрать фильтр интересующей нас кратности, помня о том, что фильтры с большей кратностью будут делать небо более темным.

Нужно ли при съемке строго соблюдать величину кратности светофильтра? При художествеенных съемках числа-кратности дают лишь примерную ориентировку для поправок экспозиции так как художественный эффект в тонопередаче есть дело исключительно художественного вкуса, где точные математические расчеты обычно не применяются.

Экспозиционные варианты при одном и том же цветном светофильтре дают иногда интересные варианты тонопередачи объекта съемки. Поэтому нужно помнить, что нет эффектов тоновоспроизведения, связанных только с цветом светофильтра; величина экспозиции может значительно изменять действие одного и того же светофильтра. Желтый светофильтр при недодержке может производить такое же действие, как и оранжевый при нормальной экспозиции; оранжевый при недодержке— как красный при нормальной экспозиции.

Цветные светофильтры сильнее всего изменяют тонопередачу насыщенных цветов объекта. Слабонасыщенные цвета, близкие к ахроматическим, мало изменяются по относительной яркости в кадре при употреблении цветных фильтров.

Эффект действия светофильтра возрастает с увеличением насыщенности его цвета, так как его избирательная погло-щательная способность при этом увеличивается. Грубая оценка действия цветного светофильтра может быть сделана по его цвету на основании правила дополнительности цветов: цвет лучей, поглощаемых фильтром, дополнителен цвету фильтра. В этом правиле речь идет не о спектральных цветах, а о реальных со сложными спектрами. Так, например, если цвет фильтра сине-фиолетовый, то поглощаемый им цвет будет дополнительный к сине-фиолетовому, то есть желтый. Но это не значит, что будут поглощаться только спектральные желтые лучи, занимающие в спектре очень узкую область. Будут поглощаться все лучи спектра, образующие аддитивно желтый цвет, то есть две трети спектра, включающие красную и зеленую зону. Самая же точная справка о поглощательной способности светофильтра берется из его спектрофотометрической кривой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: