Фактурные искажения цвета

Глава 10. ИСКАЖЕНИЯ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ, ИХ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ

§ 69. Понятие искаженного цвета.

Согласно критерию психологической точности, цвет объекта съемки считается неискаженным, если он производит с экрана такое же впечатление как и в натуре, и когда все его изменения на экране оправданы обстановкой изображаемого действия. Если это условие не соблюдается, мы говорим об искажении цвета.

Кинооператор должен замечать искажения цвета в первую очередь, так как только в его памяти содержатся наиболее свежие и точные представления о действительных цветах снимавшихся объектов Рядовой же зритель руководствуется лишь цветовой памятью о предметах, аналогичных показываемым на экране.

Жизненный опыт рождает у каждого из нас представление о некоторых «средних» типичных цветах, свойственных отдельным предметам. В силу этого каждый объект киносъемки ЛОГИЧЕСКИ ДОПУСКАЕТСЯ зрителем в нескольких ПРАВДОПОДОБНЫХ вариантах его цвета. В отдельных случаях эти варианты могут составлять довольно широкий ряд цветов.

Так например, небо представляется нам в целом ряде его реально возможных цветов и оттенков, соответственно тому или иному месту и времени; зелень лугов и лесов варьирует в памяти во множестве цветов, праводопобных для различных местностей и времен года; для человеческого тела на морском пляже существует своя шкала правдоподобных цветов, могущих быть взаимозаменяемыми; для людей в больничной обстановке—уже иная шкала оттенков лиц, одинаково правдоподобных и в определенных пределах взаимозаменяемых.

Если цвет на экране объективно искажен, но так, что он остался в пределах группы допустимых цветов, подсознательно оправдываемых зрителем, то такой случай искажения можно считать благополучным.

Существование психологических допусков точности значительно облегчает задачи цветовоспроизведения, допуская известную гибкость цветного процесса.

§ 70. Классификация цветовых искажений.

Цветовые искажения по признаку их рода делятся на две принципиально различные группы, — ЦВЕТОДЕЛИТЕЛЬНЫЕ И ГРАДАЦИОННЫЕ. Цветоделительные — возникают в результате неправильной регистрации зональных яркостей цветов, как следствие неправильного цветоделения, осуществляемого негативной пленкой. Градационные — возникают от неправильного ведения цветного процесса, при котором соотношения яркостей отдельных деталей объекта передаются неправильным построением плотностей в негативе и позитиве.

По признаку источников происхождения искажения делятся на три группы:

1) идущие от факторов съемочного процесса, среди которых основными являются: свойства объекта съемки,освещение объекта, съемочная оптика, негативная пленка и экспозиция;

2) идущие от процесса обработки, где основными факторами являются: режимы проявления пленок, свойства позитивной пленки и режим печати;

3) идущие от факторов проекции фильма, где основными из них являются: источник света в проекторе, проекционная оптика, качество экрана и степень затемнения зала.

По признаку локализации в кадре искажения делятся на МЕСТНЫЕ И ОБЩИЕ. Местные относятся к отдельным деталям объекта съемки, общие — к кадру в целом.

По признаку закономерности их появления. Искажения делятся на случайные и систематические.

Борьба с градационными и цветоделительными искажения ми ведется неодинаковыми способами. В руках кинооператора имеются средства борьбы только с градационными искажение ями цвета. С цветоделительными искажениями ведут борьбу пленочные фабрики (маскирование пленок).

§ 71. Случайные и систематические искажения цвета.

Случайными называются искажения, возникающие по случайным причинам. В их происхождении всегда лежит какая-либо случайная ошибка в одном из звеньев цветного процесса. У кинооператора это могут быть случайные погрешности в пользовании экспонометром; осветительной аппаратурой, съемочной камерой и т. п. Это — случайные ошибки в отсчетах по шкалам, в калькуляции, в визуальных наблюдениях и т. д. С их происхождением может быть связана недостаточная опытность оператора и даже его физическое и эмоциональное состояние в отдельные моменты съемок.

Так как случайные ошибки незакономерны, они не поддаются учету и предвидению. Они всегда вероятны как у опытного оператора, так и неопытного. Единственный способ сокращения числа случайных ошибок при измерениях света — повторные измерения.

Систематическими или постоянными называются искажения цвета, возникающие в результате каких-либо причин, постоянно действующих в одном и том же направлении. Здесь могут быть постоянные нарушения работы экспонометра, камеры, глаза оператора, лаборатории обработки пленки, в результате несовершенства применяемой аппаратуры, неправильной разбивки шкал, влияний внешней среды, врожденных особенностей цветового зрения и т. д.

Систем этические искажения цвета всегда закономерны, а потому они поддаются учету и их можно предвидеть. Зная их происхождение, с ними можно бороться путем соответствующей перестройки технологии работы. Но это возможно лишь при непременном условии квалифицированного наблюдения за искажениями цвета и знания механизма фотографического цветовоспроизведения.

Принципиальная возможность управлять величиной систематического искажения цвета сообщает цветофотографическому процессу известную гибкость и выгодные качества для художественной работы с цветом. Такая возможность дает в руки оператора добавочные технические изобразительные средства для намеренной деформации цветов в заданном направлении.

§ 72. Признаки искаженной цветопередачи.

Искажения цвета могут касаться либо единичного цвета в кадре, при правильной передаче остальных, либо всех цветов одновременно. Результат этого один и тот же, — нарушение цветовой композиции, несоответствие цветов изобразительной задаче. Но рассматривая в данном случае самой изобразительной задачи, мы анализируем лишь кинотехническую основу происшедшего цветового искажения в кадре.

Теория цветопередачи не пользуется критерием психологической точности и считает цвет искаженным, когда нарушается требование физиологической точности. В дальнейшем для краткости мы условимся натуральный цвет объекта называть «цвет оригинала», а его цвет, воспроизведенный на экране — «цветом копии».

Хроматические цвета оригинала и копии считаются искаженными, если они неравны хотя бы по одной из трех характеристик,— цветовому тону, насыщенности или яркости. Но так как мы не преследуем цель воспроизведения абсолютных яркостей цветов, а стремимся лишь к правильной передаче соотношений яркости, то цвета копии и оригинала мы сравниваем не по абсолютной яркости, а только по относительной, ч

Правильная передача относительных яркостей относится к задаче ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, правильная же передача остальных характеристик, — цветового тона и насыщенности,—к задаче ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦВЕТНОСТИ.

Хроматический цвет считается искаженным по цветовому тону если в нем наблюдается изменение доминирующей длины волны и становится заметным признак другого хроматического цвета. Этим другим цветом может быть только ближайший цвет в цветовом круге. Например, зеленый может стать только синеватым или желтоватым, красный — может приобрести оттенок только пурпурного или оранжевого и т. п.

Цвет считается искаженным по насыщенности, когда его цветовой тон становится заметным слабее или сильнее. В первом случае он несколько обесцвечивается, приближаясь к ахроматическому, во втором — становится более чистым, приближаясь к спектральному.

Цвет считается искаженным по яркости, когда искажена его относительная яркость по отношению к другим цветам в кадре, то есть когда он передается светлее или темнее, чем должен быть при нормальной тонопередаче. Если все цвета в позитиве потемнеют в одинаковой степени, то относительная тонопередача считается объективно не нарушенной. Пропорциональное потемнение всех цветов в кинопозитиве можно компенсировать увеличением света проектора, чтобы восстановить на экране прежнюю абсолютную яркость изображения.

В практике киносъемок почти не приходится наблюдать искажений цвета только по какой-либо одной его характеристике. Обычно при искажениях насыщенности наблюдается и искажения яркости, и наоборот. При искажениях цветового тона могут наблюдаться одновременно и искажения насыщенности или яркости.

Кроме названных трех видов искажения цвета следует различать еще искажения цвета по его фактурному признаку. Один и тот же цвет, как известно, может быть фактурным или бесфактурным. С цветометрической точки зрения он может быть воспроизведен идеально, но искажен по фактурному признаку, превратившись, например, из материального, фактурного, в бесфактурный пространственный. Искажения этого рода не поддаются цветометрическому контролю и констатируются лишь по визуальной качественной оценке. Теория цветопередачи их не рассматривает, но в киносъемочной практике они очень распространены и имеют большое значение.

Часто фактурные искажения цвета входят в изобразительную задачу кинооператора и играют, таким образом, положительную роль в художественном киноизображении. Например, при павильонных киносъемках «под натуру» в качестве декоративного фона неба часто служит грубый холст, окрашенный в голубой цвет. При рассматривании холста на близком расстоянии цвет его представляется поверхностным, так как он в данном случае неразрывно связан с ясно видимым его материальным носителем — фактурой холста. Но если его сфотографировать в нерезко изображенном пространстве так, чтобы фактура холста оказалась не переданной в киноизображении, то цвет из поверхностного превращается в пространственный и воспринимается как даль голубого неба.

Иногда фактурные искажения цвета делают цветные тела совершенно неузнаваемыми, вследствие чего кинозображение становится неприемлемым.

В дальнейшем будет идти речь только о тех искажениях цвета, которые рассматриваются теорией цветопередачи, то есть искажениях цветности, и относительной яркости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: