Два рода задач цветовоспроизведения

Кинооператор может поставить перед собой техническую задачу как нормального цветовоспроизведения объекта (назовем ее условно «репродукционной»), так и искаженного в определенном направлении. Если под искажением цвета понимать всякую НЕПРАВИЛЬНУЮ цветопередачу, то, очевидно, об искажении можно говорить и тогда, когда цвет по объективной оценке передан безупречно, но такое его воспроизведение противоречит замыслу кинооператора. Оператор мог иметь в виду не натуралистическое воспроизведение, а художественную интерпретацию цветов объекта. Такая задача может решаться не только операторскими средствами, но и совместными усилиями оператора и лаборатории обработки пленки.

Теория цветовоспроизведения рассматривает задачу только нормального цветовоспроизведения, то есть технически правильное репродуцирование цвета. Частный случай такой задачи—передать объект в позитиве с точным воспроизведением цвета его окраски, то есть выглядящим так, как он выглядит при белом освещении. Но оператор методом киноосвещения может придать объекту иной вид в цвете, в соответствии с изобразительным замыслом, после чего встанет также репродукционная задача съемки — воспроизвести нормально то, что создано перед объективом камеры.

Знания закономерностей цветовоспроизведения одинаково важны операторам всякого фильма.

§ 55. Фотографическая яркость.

Если создать приемник света равночувствительный ко всем лучам спектра, то его реакции на цвет были бы пропорциональны только суммарной величине энергии, независимо от того, как эта энергия распределена по спектру. Так, например, цвета, показанные зональными диаграммами на рис. 21, образованные равными количествами энергии, то есть имеющие одинаковую энергетическую яркость, представились бы такому приемнику равнояркими.

Рис. 21. Цвета одинаковой энергетической яркости

Но если эти же цвета воздействовали бы на приемники с иной спектральной чувствительностью, например, глаз, фотоэлемент или фотослой пленки, показанные примерно на рис. 22, то реакции этих приемников на один и тот же цвет окажутся далеко не одинаковыми. Так, например, цвет Б относительно позитивной пленки будет темным, а относительно глаза самым светлым.

Рис. 22. Спектральная чувствительность различных приемников света

Яркостью цвета принято называть по роду приемника реагирующего на нее. В случае глаза говорят о ВИЗУАЛЬНОЙ яркости цвета, в случае фотоэлектрического экспонометра — о ФОТОМЕТРИЧЕСКОЙ, а в случае фотослоя пленки — о ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ яркости.

Несмотря, на то, что реакции на цвет названных приемников разнородны по своей природе,— водном случае это ощущение, в другом — фототок, отклоняющий стрелку гальванометра, в третьем — почернение фотослоя, — мы все же находим способы их соизмерения. Этим занимается ЭКСПОНОМЕТРИЯ, позволяющая управлять фотографической регистрацией яркостей объекта по визуальным и фотометрическим их оценкам. Если фотоэлементу придать спектральную чувствительность фотослоя, он будет измерять фотографическую яркость цвета.

В аналитической форме фотографическая яркость цвета представляется выражением:

B=B* Sλ (7)

где: B —энергетическая яркость цвета

Sλ — спектральная чувствительность пленки. Зная зависимость энергетической яркости цветной поверхности от ее освещенности и отражательной способности, выражаемую формулой

B= Eλ * ρλ (8)

где: Eλ —спектральная характеристика падающего на объект света (спектральный состав освещения)

ρλ —спектральная характеристика отражательной способности тела (кривая отражения)

можно, заменяя B произведением Eλλ придать формуле фотографической яркости более развернутый вид:

B = Eλ * ρλ * Sλ (9)

Тогда формула фотографической яркости цвета примет более полный вид:

B = Eλ * ρλ * Sλ* Tλ

При употреблении съемочного светофильтра следует учитывать эффективную спектральную чувствительность пленки, равную произведению ее номинальной спектральной чувствительности (паспортной) на спектральное пропускание светофильтра

Sэфλ = Sλ * Tλ

Таким образом, мы отмечаем четыре основных фактора, определяющие фотографическую яркость цвета: спектральный состав освещения объекта (зависящий от цветовой температуры источника света), спектральную отражательную способность объекта, спектральное пропускание оптики и спектральную чувствительность пленки.

Формула фотографической яркости приводится нами только для объяснения физического смысла понятия «фотографическая яркость цвета». Математические символы, входящие в формулу, отображают те факторы съемочного процесса, с которыми кинооператор сталкивается в экспонометрии в своей повседневной практике.

Фотографическая яркость цвета может быть представлена и графически в ее зональном разложении по спектру. Чтобы получить картину составляющих ее зональных величин достаточно перемножить зональные графики четырех основных факторов съемочного процесса, — объекта съемки, освещения, оптики и пленки. Общая площадь получившегося графика будет пропорциональна величине фотографической яркости цвета объекта. Таким путем может быть легко подсчитан контраст тонов объекта в фотографическом его изображении при известных характеристиках условий съемки. Такой подсчет будет достаточно точен в первом приближении.

В принципе этот метод позволяет предвидеть плотности негатива при известных условиях съемки, а по известным плотностям почернений фотослоя судить о свойствах объекта съёмки. В частности астрофизика широко пользуется подобным методом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: