Понятие и виды форм права. Источники права

Метод (от греч. methodos — исследование) — способ исследования, принцип, лежащий в основе изучения жизни. В художественной литературе и других областях искусства методом (направлением) называют те основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные явления.

В науке о литературе, литературоведении, методом (направлением) называют те принципы, которые в тот или иной исторический период лежали в основе изучения литературы. Так, в буржуазном литературоведении существовал одно время биографический метод, представители которого объясняли творчество писателя, исходя главным образом из его биографии; сравнительно-исторический метод, формалистический метод.

В истории литературы выделяют такие художественные методы: барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм. Художественным методом советской литературы является социалистический реализм (художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества). Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Каждый художественный метод (за исключением модернизма) имеет соответствующий литературное направление. Направление пользуется определенным методом, основанным на нем.

Литературное направление - это конкретно-историческое воплощение художественного метода, который проявляет себя в идейно-эстетической общности группы писателей в определенный период времени. Литературное направление является своеобразным синтезом (объединением) художественного метода и индивидуального стиля писателя. Категория напрямую предусматривает объединение художников на основе единого метода, а также определенное сходство индивидуальных стилей.

Литературное направление часто отожествляется с художественным методом с течением, школой, стилем. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.

Каждому литературному направлению соответствует совокупность произведений, которые имеют общие, характерные черты. В пределах одного литературного периода может выступать несколько литературных направлений, например, в Просвещения - классицизм, рококо, сентиментализм. Название доминантной (ведущего) напрямую нередко становится названием целого периода, а его временные рамки - пределами периода (барокко, романтизм, модернизм).

Смена художественных направлений – процесс изменения художественной концепции мира, проявляющейся через изменение типа структуры художественного произведения.

Средневековое искусство в центр помещало Бога и человека как творение его.

Возрождение ставит в центр мироздания сознающую себя личность.

Классицизм фокусирует внимание на государстве и подчиненном ему человеке.

Романтизм помещает в центр художественной концепции внутренний мир личности в ее отношениях с природой.

Реализм ставит в центр произведения человека и общество.

Стиль - совокупность признаков, которые характеризуют произведения определенного времени, направления, индивидуальную манеру писателя. Понятие стиля сегодня являются многогранными. В литературоведение также наблюдается многозначность этого понятия.

Исследователи рассматривают: - Стиль эпохи; стиль направления и течения; - Стиль писателя и стиль определенного периода его творчества; стиль произведения и стиль его отдельного элемента.

Наиболее распространенным в науке о литературе есть понимание стиля как индивидуальной творческой манеры, «творческого лица» отдельного писателя. Следовательно, индивидуальный стиль - это проявление совокупности особых существенных признаков таланта писателя в конкретном художественном произведении или во всем его творчестве, индивидуальное воплощение художественного метода.

Основные литературные направления:

- Барокко (XVII - XVIII век);

- Классицизм (XVIII - начало XIX века);

- Сентиментализм (вторая половина XVIII - начало XIX века);

- Романтизм (конец XVIII - начало XIX века);

- Реализм (вторая половина XIX века);

- Модернизм (конец XIX - XX века) – Импрессионизм, символизм, неоромантизм, имажинизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм и т.д.;

- Постмодернизм (с 1980-х pp.).

Баро́кко (итал. barocco — итальянский синоним русского «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам») — характеристика европейской культуры XVII— XVIII веках, центром которой была Италия. Переход от эпохи Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Венеции, Флоренции. Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога. В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, М. Ломоносов.

В 1830-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова) было тесно связано с текущей политической жизнью страны. В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех

сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

С60 годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм.

Как и классицисты, писатели-сентименталисты (в России – Н. М. Карамзин и ранний В. А. Жуковский, поздний Г. Р. Державин) опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Но если для классицистов на первом месте было государство и общественные интересы, то для сентименталистов - конкретный человек с его чувствами и переживаниями. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, настроению. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

На авансцену литературы и искусства в XX в. выдвинулся модернизм, органически выросший из культурных запросов своего времени. В отличие от классического реализма он наиболее ярко проявил себя не в прозе, а в поэзии. Черты модернизма – максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно-историческом далеком, нежели на близкой реальности. Всем этим модернизм ближе романтизму, чем классическому реализму. Модернизм крайне неоднороден. Он заявил себя в ряде направлений и школ.

В составе модернизма, во многом определившего лицо литературы XX в., правомерно выделить две тенденции, тесно между собой соприкасающиеся, но в то же время разнонаправленные. Таковы авангардизм, переживший свою «пиковую» точку в футуризме, и (пользуясь термином В. И. Тюпы) неотрадиционализм. Помимо авангардизма и неотрадиционализма как разновидностей модернизма в XX в. оказалась весьма влиятельной и иная ветвь литературы, именуемая неореализмом.

Постмодернизм - (фр. postmodernisme – после модернизма) – литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва». Постмодернизм наследует эстетические и идейные задачи «серебряного века», но только уже в ситуации конца XX столетия (Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая и др.).

О правомерности выделения других направлений (маньеризм, предромантизм, неоклассицизм, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм и др.) единого мнения нет. Литературные направления, сменяясь, порождают множество промежуточных форм, которые существуют не долго и не носят глобального характера. Были попытки предложить более универсальные системы разделения на литературные направления - напр. "классика" и "романтика"; или "реалистическая" и "ирреалистическая" литература. Литературные направления могут иметь составные части. Эти ветвления направлений называют течениями и школами.

Литературные школы – объединения авторов, участвующих в литературном процессе, основанные на общности эстетических позиций («Серапионовы братья»), образовавшиеся вокруг лидеров («поэты некрасовской школы», гоголевская «натуральная школа» 1840-х гг.), психологическая школа в литературоведении (эстетике) - 1870-е гг. - нач. 20 в. — А. А. Потебня).

Литературное течение — творческое единство писателей, близких друг к другу по своей идеологии, пониманию жизни и отношению к существенным её явлениям. Это определяет повторяющиеся в их произведениях идейно-художественные особенности: отбор жизненных явлений и их освещение, построение сюжета, черты характера, которые они считают типическими, художественные средства, к которым они постоянно обращаются, особенности языка.

Такие литературные течения, противопоставленные другим течениям в литературе прошлого, возникали в определенных исторических условиях, отражая и в содержании произведений, и в их форме идеологическую классовую борьбу своего времени.

Литературное течение часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение.

Так, декадентство или символизм — литературное течение конца XIX — начала XX в., отражало и в содержании, и в форме своих произведений буржуазно-дворянскую идеологию в эпоху упадка и разложения буржуазно-дворянского общества. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Дм.Серг. Мережковский, З. Гиппиус, Конст.Дм. Бальмонт, Вал.Яковл. Брюсов, Ф. Сологуб. Ко второй относят Ал-р.Ал-рович. Блока, Андр. Белого (наст. – Борис Ник. Бугаев), Вяч. И. Иванова.

Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т. д.

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам), провозгласившее освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, точному значению слова.

Акмеизм возник как реакция на символизм. Представители, объединившиеся в группу "Цех поэтов" и выступавшие в журнале "Аполлон" (1909 - 1917), возражали против ухода поэзии в "миры иные", в "непознаваемое", против многосмысленных и текучих поэтических образов. Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии "естества", акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциально и внеисторически. Человек выключался из сферы общественной практики.

В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Это литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (футуристами были Влад.Влад. Маяковский, Алексей Елисеевич Крученых, братья Бурлюки, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Борис Леонид. Пастернак), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой.

Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa *** (буржуазное течение, отстаивающее сосредоточение и развитие материальной и духовной жизни в городских центрах в ущерб развитию деревни, а также это преобладание мотивов городской стихии в литературе и искусстве, изображение и воспевание жизни крупных городов (лит., искус.)*** кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.

Имажизм (имажинизм) (англ. imagism - образ), модернистское течение, возникшее в русле футуризма, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора (Ник. Ал-ч Клюев, С. Есенин).

Сюрреализм (франц. сверхреализм), авангардистское направление в художественной культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции. Сюрреализм можно назвать реализмом подсознания. В русской литературе сюрреализм вкупе с абсурдизмом нашел наиболее полное воплощение в эстетике ОБЭРИУ, пришедшей на смену футуризму. Это молодые ленинградские поэты Даниил Иванович Хармс, Ал-р Иванович Введенский, Ник. Макарович Олейников, К. Ватинов.

Символизм, футуризм, сюрреализм - вот три главных победивших направления XX века. Символизм научил видеть за пределом видимого. Футуризм раскрепостил ритм и музыку стиха, безгранично раздвинул горизонты видимого мира. Сюрреализм вывернул наизнанку душу и окончательно раскрепостил для творчества подсознание, ранее томившееся в подполье. Все три направления сделали литературу XX века умнее и свободнее.

Лекция № 27 (4 часа). Понятие о литературном процессе. Основные закономерности литературного процесса.

Основные категории литературного процесса.

Понятие о литературном процессе. Литературный процесс является составляющей художественного развития человечества. Развивается мир, развивается культура, частью которой и является литературный процесс. Развитие художественного процесса социально обусловлено, оказывают воздействие философия, политика, наука, религия. Он определяется и внутренними движущими силами – противоречиями художественного сознания. По отношению к художественному развитию реальность является внешним фактором.

Термином литературный процесс обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов), а также многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором значении слова (именно о нем пойдет речь далее) составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения.

Внутренними связями литературного процесса является художественное взаимодействие. Художественное взаимодействие – это разнообразные влияния одного или группы художественных явлений на другое явление. Существует ряд типов художественного взаимодействия, имеющих достаточно определенный характер.

1) Заимствование – перенесение элементов одной художественной системы (сюжетной схемы, обстоятельств, характеров героев, композиции) в другую.

2) Подражание – похожесть нового текста на источник, копирование основных стилистических особенностей, формы, творческой манеры предшественника.

3) Пародирование – подражание, утрирование повторяющее особенности оригинала, выражающее насмешливо-критическое отношение к некоторым героям, идеям, стилистическим особенностям источника.

4) Эпигонство – нетворческое подражание, копирование.

5) Цитация - прямое художественное использование источника с отсылкой к нему, включение чужого текста в текст своего произведения.

6) Реминисценция - заимствование отдельных элементов из предшествующих литературных источников, скрытая цитация.

7) Парафраза - заимствование темы предшествующего литературного источника с заменой элементов и сохранением характера композиционных связей.

Основные закономерности литературного процесса. Проблема периодизации литературного процесса. Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко – в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и –литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).

Учеными в наибольшей степени уяснены основные закономерности, стадиальные различия между литературами Нового времени и предшествовавшей им письменностью. Древняя и средневековая литературы характеризовались распространенностью произведений с внехудожественными функциями (религиозно-культовой и ритуальной, информативной и деловой); широким бытованием анонимности; преобладанием устного словесного творчества над письменностью, которая прибегала более к записям устных преданий и ранее созданных текстов, нежели к «сочинительству».

Важной чертой древних и средневековых литератур являлась также неустойчивость текстов, наличие в них причудливых сплавов «своего» и «чужого», а вследствие этого – «размытость» границ между оригинальной и переводной письменностью.

В Новое же время литература эмансипируется в качестве явления собственно художественного; письменность становится доминирующей формой словесного искусства; активизируется открытое индивидуальное авторство; литературное развитие обретает гораздо больший динамизм.

Дискуссионен ключевой вопрос истории всемирной литературы о географических границах Возрождения с его художественной культурой и, в частности, словесностью. Если Н.И. Конрад и ученые его школы считают Возрождение явлением глобальным, повторяющимся и варьирующимся не только в странах Запада, но и в восточных регионах, то другие специалисты рассматривают Ренессанс как специфичное и уникальное явление западноевропейской (главным образом итальянской) культуры, утверждая, что «Всемирное значение итальянский Ренессанс приобрел не потому, что был самым типичным и наилучшим среди всех случившихся ренессансов, а потому, что других ренессансов не было. Этот оказался единственным».

Обсуждение проблемы географических границ Возрождения обнаружило недостаточность традиционной схемы мирового литературного процесса, которая ориентирована в основном на западноевропейский культурно-исторический опыт и отмечена ограниченностью, которую принято именовать «европоцентризмом». Учеными было выделено и охарактеризовано три стадии всемирной литературы.

Первая стадия – это «архаический период», где, безусловно, влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание, нет ни литературной критики, ни художественно-творческих программ.

Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь вдет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.

На третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью. Все это имеет место в романтизме и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме нашего века.

В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шло под знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. Первоначально романтизм упрочился в Германии, получив глубокое теоретическое обоснование, и скоро распространился по европейскому континенту и за его пределами. Именно это художественное движение знаменовало всемирно значимый сдвиг от традиционализма к поэтике автора.

Романтизм (в частности – немецкий) весьма неоднороден, что убедительно показано в ранних работах В.М. Жирмунского, которые оказали серьезнейшее воздействие на дальнейшее изучение этой художественной системы и по праву признаны литературоведческой классикой. Главным в романтическом движении начала XIX в. ученый считал не двоемирие и не переживание трагического разлада с реальностью, а представление об одухотворенности человеческого бытия, о его «пронизанности» божественным началом – мечту «о просветлении в Боге всей жизни, и всякой плати, и каждой индивидуальности».

Вслед романтизму, наследуя его, а в чем-то и оспаривая, в XIX в. упрочилась новая литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм, которое имеет ряд значений, а потому небесспорно в качестве научного термина. Сущность реализма применительно к литературе прошлого столетия (говоря о лучших ее образцах, нередко пользуются словосочетанием «классический реализм») и его место в литературном процессе осознаются по-разному. Реализм непомерно возвышался в ущерб всему иному в искусстве и литературе (в России – от Пушкина до Чехова). Он мыслился как художественное освоение общественно-исторической конкретики и воплощение идей социальной детерминированности, жесткой внешней обусловленности сознания и поведения людей.

Литературный период между романтизмом и символизмом, привычно именуемый эпохой расцвета реализма, искусственно включается в сферу романтизма либо аттестуется как «эпоха романа».

Сущность клас-го реализма прошлого века – не в социально-критическом пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением: «микросредой» в ее специфичности национальной, эпохальной, сословной, сугубо местной. Реализм склонен не к возвышению и идеализации героя, отчужденного от реальности, отпавшего от мира и ему надменно противостоящего, сколько к критике (и весьма суровой) уединенности его сознания. Действительность осознавалась писателями-реалистами как властно требующая от чел-ка ответственной причастности ей.

При этом подлинный реализм не только не исключает, но, напротив, предполагает интерес писателей к «большой современности», постановку и обсуждение нравственно-философских и религиозных проблем, уяснение связей человека с культурной традицией, судьбами народов и всего человечества, с вселенной и миропорядком. Обо всем этом неопровержимо свидетельствует творчество как всемирно прославленных русских писателей XIX в., так и их продолжателей в нашем столетии, каковы И.А. Бунин, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.М. Пришвин, А.И. Солженицын, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин. К классическому реализму из числа зарубежных писателей самое прямое отношение имеют не только О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Э. Золя, но и Дж. Голсуорси, Т. Манн, У. Фолкнер.

Писатели-реалисты не уводят читателей в экзотические дали и на безвоздушные высоты, в мир отвлеченностей и абстракций, к чему нередко были склонны романтики. Универсальные начала человеческой реальности они обнаруживают в недрах «обыкновенной» жизни с ее бытом и «прозаической» повседневностью, которая несет людям и суровые испытания, и неоценимые блага.

В XX в. с традиционным реализмом сосуществуют и взаимодействуют иные, новые литературные общности. Таков, в частности, социалистический реализм, агрессивно насаждавшийся политической властью в СССР, странах социалистического лагеря и распространившийся даже за их пределы. Произведения писателей, ориентировавшихся на принципы соцреализма, как правило, не возвышались над уровнем беллетристики. В русле этого метода работали и такие яркие художники слова, как М. Горький и В.В. Маяковский, М.А. Шолохов и А.Т. Твардовский, а в какой-то мере и М. М. Пришвин с его исполненной противоречий. Литература социалистического реализма обычно опиралась на формы изображения жизни, характерные для классического реализма, а также противостояла творческим установкам и мироотношению большинства писателей XIX в.

В 1930-е годы и позже настойчиво повторялось и варьировалось предложенное М. Горьким противопоставление двух стадий реалистического метода. Это, во-первых, характерный для XIX в. критический реализм, который, как считалось, отвергал наличествовавшее социальное бытие с его классовыми антагонизмами и, во-вторых, социалистический реализм, который утверждал вновь возникающую в XX в. реальность, постигал жизнь в ее революционном развитии к социализму и коммунизму.

На авансцену литературы и искусства в XX в. выдвинулся модернизм, органически выросший из культурных запросов своего времени. В отличие от классического реализма он наиболее ярко проявил себя не в прозе, а в поэзии. Черты модернизма – максимально открытое и свободное самораскрытие авторов, их настойчивое стремление обновить художественный язык, сосредоточенность более на универсальном и культурно -исторически далеком, нежели на близкой реальности. Всем этим модернизм ближе романтизму, чем классическому реализму.

Вместе с тем в сферу модернистской литературы настойчиво вторгаются начала, сродные опыту писателей-классиков XIX столетия. Яркие примеры тому –творчество Вл. Ходасевича (в особенности его «послепушкинские» белые пятистопные ямбы: «Обезьяна», «2-го ноября», «Дом», «Музыка» и др.) и А. Ахматовой с ее «Реквиемом» и «Поэмой без героя», в которой сформировавшая ее как поэта предвоенная литературно-художественная среда подана сурово- критично, как средоточие трагических заблуждений.

Модернизм крайне неоднороден. Он заявил себя в ряде направлений и школ, особенно многочисленных в начале столетия, среди которых первое место (не только хронологически, но и по сыгранной им роли в искусстве и культуре) по праву принадлежит символизму, прежде всего французскому и русскому. Неудивительно, что пришедшая ему на смену литература именуется постсимволизмом, который ныне стал предметом пристального внимания ученых (акмеизм, футуризм и иные литературные течения и школы – подробно литературные течения и направления, основные категории литературного процесса будут рассмотрены в лекции № 28).

В составе модернизма, во многом определившего лицо литературы XX в„ правомерно выделить две тенденции, тесно между собой соприкасающиеся, но в то же время разнонаправленные. Таковы авангардизм, переживший свою «пиковую» точку в футуризме, и (пользуясь термином В. И. Тюпы) неотрадиционализм: «Могущественное противостояние этих духовных сил создает то продуктивное напряжение творческой рефлексии, то поле тяготения, в котором так или иначе располагаются все более или менее значительные явления искусства XX века. Такое напряжение нередко обнаруживается внутри самих произведений, поэтому провести однозначную демаркационную линию между авангардистами и неотрадиционалистами едва ли возможно. Суть художественной парадигмы нашего века, по всей видимости, в неслиянности и нераздельности образующих это противостояние моментов». Как ярких представителей неотрадиционализма автор называет Т. С. Элиота, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматову, Б.Л. Пастернака, И.А. Бродского.

Сравнительно-историческое изучение литературы разных эпох (не исключая современной), как видно, с неотразимой убедительностью обнаруживает черты сходства литератур разных стран и регионов. По своей природе литературные феномены разных народов и стран едины. Однако единство всемирного литературного процесса отнюдь не знаменует его однокачественности, тем более–тождества литератур разных регионов и стран. Во всемирной литературе глубоко значимы не только повторяемость явлений, но и их региональная, государственная и национальная неповторимость.

Существуют следующие источники права:

1) в идеальном смысле слова (правосознание);

2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);

3) в формальном смысле слова (формы права).

Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.

Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».

Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.

Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права:

1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Правовая система — это информационно-регулятивная система общества, определяемая социально-экономическим строем, которая обладает собственными историко-правовыми и этно-культурными особенностями и состоит из взаимообусловленных элементов (законодательство, правоприменение, правосознание), объединённых статическими и динамическими отношениями в структурно упорядоченное целостное единство, обладающая передаточной функцией (с помощью которой индивид с достаточностью и необходимостью преобразует информацию о внешней ситуации, в которой он находится, в информацию о своём должном поведении в интересах общества); а также регулятивной функций (с помощью которой господствующий класс общества оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей).

3.6. Правовые системы

Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет произвести типологию правовых систем на основе анализа их сходств и различий. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: