Франция. Лекция 4. Кальдерон, Жизнь есть сон

Лекция 4. Кальдерон, Жизнь есть сон. Франция

01.03.13

Разнообразие источников фабулы: и восточные буддистские легенды, и влияние истор. событий, в частности, события Смутного Времени. Кальдерон настолько трансформирует историю, делает её настолько эмблематичной и полной разнообразных метафиз. смыслов, что исследователи, говорящие, что К. здесь рисует идеал правителя, правы лишь отчасти: перед нами проблема свободы воли (вопрос, в кот. в католичестве решается в пользу свободной воли), места человека на Земле. Разделить жизнь и сон невозможно, итогом этих поисков будет сомнение. Чел. никогда с достоверностью не поймёт, иллюзия ли вокруг или правда. Вывод – необходимо творить добро, важно оставаться добрым. Отсюда понимание чел. пути как пути бед; самоотречение и самоотрицание рассматриваются как положительные вещи. Важно: С. принимает власть не из рук восставшего народа, а из рук короля, он смиренно просит его об этом. Более того, руководителя восстания С. наказывает как предателя. Две линии интриги – история С. и история Росауры. Когда С. отрекается от Р., чтобы восстановить ей честь, Р. восхищена его осторожностью. Осторожность – важная категория (трактат Грасиано «об осторожности»). Эта пьеса оч много определяет в мироощущении барокко вообще, и испанского барокко в частности. В истории мирового театра эта пьеса К. занимает особое место.

Более поздняя драма К. «Саломейский алькайд» - в большей степени драма чести. Переработка пьесы Лопе. Педро Креспо – не просто крестьянин, а кр., которого выбрали судьёй. Как судья, он имеет право осудить человека. Снова – осторожность, ограничение своих желаний. стремление соблюдать не только свою честь.

Здесь мы сталкивается с противоположными полит. и соц. движениями. Ф. в это время набирает силу. Тоже абсолютистское гос-во, но здесь абсолютизм сыграл положительную роль. период активной централизации. Развитие экономики. Драм. события в конце 16 в. разрешились благополучно и способствовали укреплению централизованного гос-ва. Религ. войны завершились принятием Нантского эдикта (по инициативе Генриха Наваррского). 1685 – эдикт отменён.

В обстановке постепенного рассвета, посте того, как Генриха 4 убил католик-фанатик Равальяк (тоже знаменательная вещь), к власти приходит малолетний Людовик 13, но тут же и Ришелье. Надо сказать, что деятельность Р. была связана с его стремлением поддерживать принцип абсолютной власти. Не может дворянин в монарх. гос-ве распоряжаться своей жизнью. Р. в общем-то тянул одеяло на себя, потому что был большим абсолютистом, чем Людовик 13. В этих условиях центр. власти оказывается, что вся жизнь сосредоточена в Париже. Вольности заменяется привилегиями. Идёт бюрократизация общ. жизни. 1631 г. – Фр. академия издаёт словарь.

30-е гг. – либертинаж.

Кроме того, активно развивается новая философия. Рационалистическая ф-я Декарта и Пьера … Позже – религ.-фил. учение Паскаля.

20-е гг – Франция переживает период после гр. войн. Развивается преимущественно лит-ра барокко. Де Бинье (1552-1630) одним из первых стал создавать барочную поэзию. Сборник «Весна», посвящает свои стихи Диане Сальвиати (племянница кассандры Ронсара). 1580-90-е гг. писал трагические поэмы, будучи не просто поэтом и дворянином, но воином. Был одним из последовательных протестантов, кот., будучи приближённым Генриха Наваррского, разорвал с ним отношения, считая, что тот предал идеи. Пишет о мучениках. Это чел., кот. остро переживает то, что конфликт пролегает через семьи, близких людей. его трагич. поэмы начинаются с характерного образа-эмблемы, представляющего Францию в виде молодой матери с двумя младенцами, кот. разрывают и ранят кормящую мать.

Также известен кА автор памфлетного романа «Приключения барона де Финеста», где он сопоставляет двух дворян. Один из них, Эне (от греч. гл. «быть»), ценит подлинное, истинное, значительное. А другой – Финест (греч. – «казаться»). Человек пустячный. Чрезвычайно хочет понравится королю и его окружению. Он глуп, невежествен, необразован.

2 течения:

· религ. барокко (ла Шасинье)

· вольнодумная лирика, лирика либертинов (Сент-Оман, Теофиль де Вио – любил подчркивать, что пишет беспорядочно, темно, использует причудливые метафоры, описывает видения. Говорит: несмотря на всё уважение к урокам Малербо, М. создаёт принципы для себя, а он пишет неправильно, по-своему).

Малерб (1555-1628) – первый классицистический поэт во Ф. Сыграл важную роль в становлении поэт. я. нового времени, был реформатором фр. поэзии. Полагал, что в стихах не должно быть диалектизмов, заимствований из латыни и т. д. М. говорит, что он учится я. у ключников парижского рынка. Здесь речь идёт о том, что оказывается, что только гор. среда столицы сохраняет и вырабатывает некую общенац. норму я. И лит. я. оказывается созданием этой городской среды столицы. При этом он был строг к тому, чтобы рифма не была небрежной, неправильной. Он полагал, что не должно быть анжамбеманов. Ясность, простота и точность сыграли свою роль для строгости поэт. наследия

Ренье (1573-1613) – племянник де Порта (на него нападал М.). В своих сатир. сочинениях ориентировался на Горация. В 1608 г. Ренье выпускает сборник сатир, где он, с одной стороны, описывает вечные типы, а с другой – вводит некие элементы совр. жизни, с третьей – описывает те типы, кот. описывал и Г. (т.е. можно рассматривать этот сборник как переложение сатир Г.).

Во Ф. первой трети 17 в. развивалась и романная проза. Важная фигура –Оноре Дюрфе. Астрея (1607-1627). Продолжение традиций пасторального романа. Воплощает миф о древней Галлии. Действие отснос. к 5 в. Но описан тот уголок др. Галлии, где воспитывался и жил сам Д. На первом плане – любовно-псих. анализ. выводит 50 пар влюблённых. В центре – 2 героя (пастушка Астрея и пастух Силадон). Эта история развивается на фоне разнообр. вставных историй. в кот. предстают разные типы влюблённых. Д. здесь сочетает показ идеальных пар с совсем другими типами. Если даже комич. персонаж. (пастух Илас), кот. противостоит большинству влюблённых пастухов и пастушек, кот. исповедают платонизм. Он говорит, что изменчивость любви и есть её высшее проявление. Нет авторского конца. Умирает в 25-ом году, а уже его секретарь выпускает 5 том, где всё благополучно заканчивается. Но есть сомнение, что у самого Д. эта гармонизирующая концовка получилась бы.

Были у романа и противники. Жан Сорель. Антироман или история пастуха Лизиса. Перед нами одновременно и история героя, и история общества. Неслучайно герой назван Франсионом.

Драматургия. Александр Арди. У него было 400 пьес. Его оч любили, части ставили. Нек. говорят, что он достоин названия «фр. Шекспир». Но театр появится позже. Начиная с 30-х гг. активно развивается. В 1634 г. фр. академия следит за театр. постановки. В этот период происходит выделение драматурга как особой фигуры. До этого момента самый почётный литератор – поэт. Поэзия репрезентирует всю литературу. За ним идёт прозаик. А драматург – нечто вспомогательное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: