Лекция 3. Барокко в Испании

Литература 17 в. в Испании

Печать документов с переменными данными

Печать документов

Испания – страна, где в наиб. более явной форме развивается барокко. Кроме того, это страна, кот. трудно идёт к Новому Времени и у которой оч позднее Возрождение: и Сервантес и Лопе де Вега принадлежат и ренессансу, и новому Времени. Этот переход Р. к Б. видно в сервантесовском творчестве (ДК). Но ни в одной другой стране разница между эпохой Р и эпохой Б не явл. столь очевидной, Б. в Испании – эпоха пессимизма. разочарования. Испания как бы пытается идти поперёк времени. После завершения реконкисты Испания начинает утрачивать свой полит. престиж. Она ощущает себя оплотом контрреформации. Испания открыла в Америке невиданные богатства, так что не стоит заниматься развитием хозяйства внутри страны, можно всё везти из Америки. Роскошества как приходят, так и уплывают, а вот хозяйство приходит в упадок. Расцветает бродяжничество. Невероятно высокие амбиции проявляются в том, что И. настаивает на своём военном и полит. превосходстве (непобедимая Армада). Радоваться испанцам особенно нечего. Это всё приводит к тому, что исп. искусство обращается к христианизированному стоицизму. Пристальное внимание к смерти. Соответственно, эконом. и полит. упадок, упадок образования говорит о том, что для страны наступили трудные времена. Парадокс в том, что эти трудные времена для исп. общества – это золотой век исп. литературы (1580-е-1680-е). Лит-ра не только даёт в это время интересные прозаические, драматические и поэтические образцы, они имею общеевропейское значение и в некотором смысле они остаются живыми и в литературе сегодняшней.

Прежде всего стоит сказать, что лит. жизнь И. была исполнена споров. В частности, в области поэзии в этот период почти сплошь господствует поэзия барокко, но эта поэзия делится на 2 больших течения: культизм (культеранизм) и консептизм. Культизм связан с лат. корнем. Это то лит. течение, кот. особое внимание уделяет отделке, совершенствованию и украшению поэт. языка. А в консептизме на первый план выдвигается идея мысли, образа. Культизм – тёмный стиль. Другой стиль говорит: эти побрякушки не нужны, но мысль должна быть сложной. Это противоборство выражается в тво-ве.

22.02.13

Первый испанец-культист Луис де Гонгора (1561-1627). Писать стал достаточно поздно. Неск. исследователи говорят о том, что первые стихи Г. написаны ясным стилем, но это не совсем так. Первые стихи были связаны с традицией петраркизма. У Г. метафорика Петрарки становится достаточно условной (реки, змеи волос, кораллы губ и т.д.). Сочинения Г. были опубликованы уже после смерти в 1627 г. (сборник, подготовленный друзьями и последователями, «Сочинения в стихах испанского Гомера»). Г., оч активно занимаясь вопросами стиля, был далёк от проблем метафизических. Г. разговаривает не с Богом, но, разговаривая с человечеством, он оч ясно даёт понять о собственном представлении о Бытии. Для Г. оч важно сопряжение изысканности и дикости. Это хорошо почувствовал Лорка, кот. оч любил Гонгору.

Г. не был непосредственным поэтом. Он активно старался выстроить свою поэт. конструкцию, обдумать её, хотя эта конструкция подчас и очень замысловата. Он резко отказывается от ученичества в своих поздних поэтов. Он вбирает в себя не только традиции европейской поэзии, исп. народной поэзии, но и арабскую поэзию. У него было прозвище – Магомет испанской поэзии. «Предание о Полифеме и Галатее» – вся поэма предстаёт эмблематичной. Для любого образа из этой поэмы характерна эмблематична. Пещера П. – зевок земли. Поэма «Одиночество» - если брать только фабульную линию, это скелет, где нет особых событий и необычных поворотов. Обретает плоть эта поэма не в силу фабульности, а в силу своеобразного и удивительного стиля.

Были у Г. и противники. В частности, Лопе де Вега. он выступал за ясность. Франсиско Кеведо (1580-1645) – самый ярый противник Г., сторонник концептизма. Полагал, что внешняя пышность прикрывает внутреннюю бедность. Он посвятил много насмешливых сонетов в адрес Г. и его последователей, говоря о галиматье, которой полны их поделки. Сам он писал обычно сатирические стихи. Тяготение к бурлескным деталям. «Весь мир – картёжная игра: лишь воры в нём повелевают». Была у К. и любовная лирика. Человек из аристократического круга, что вовлекало его в политику. Но и в любовной лирике он строит свой стиль на парадоксах, каламбурах. Говоря о смерти от любви - «Всё будет прах, но прах влюблённый».

Концептизм связан не только с поэзией, но и с прозой. Сам К. начинает с ряда памфлетов-сновидений. Эти сны (первоначально 4. потом стало больше) написаны в начале 1600-х гг. Опубликованы уже в 20-х гг. Этот цикл потом послужит образцом для немецких романом???. Также он известен как создатель самого классического плутовского романа. Исп. плутовской роман и пикореска строится как роман от первого лица. Это роман, кот. одновременно явл. историей жизни персонажа, и сатирических обозрением современных нравов. Популярности жанра послужил тот факт, что в то время в Испании появляется огромное кол-во подобных пикаро. В то же время образ трикстера знаком нам ещё с древности. Поскольку это бродяга и плут, он проходит несколько тадий жизни и вращается в самых разных обществах. <вспоминаем Лосарильо>. Относительно благополучный конец Лосарильо – то, что отличает его от последующих романов.

1626 г. – «История жизни пройдохи по имени Паблос». Здесь оч ясно обозначается уже очевидная мрачно-пессимистическая барочная сатира. К. отказывается от предисловия. Более того, К. вначале показывает некий порыв своего пикаро выйти за рамки своего положения. Но все дальнейшие приключения – постепенное падение героя. Он оказывается пропитан тем духом авантюризма, кот. пропитана среда воров, в которой он живёт. В конце расходятся пути автора и героя. Герой с восторгом говорит о компании мошенников и мошенниц, которая решила перебраться в Новый Свет. Далее – врывается голос автора: «но никогда не исправит своей участи тот, кто не исправит своего нрава и ошибок».

40-50-е гг. Жанр процветает. Были романы о плутовках – «Плутовка Хустина». «Хромой бес» с элементами фантастики.

В И. роман развивается по двух направлениям: плутовской роман и высокий роман. Есть романы, вбирающие в себя элементы того и другого. Пример – Грасиан. Жизнь представляется как путь-бег, путь-препятствие.

Помимо поэзии и прозы, важным достижением Испании становится драматургия. Лопе де Вега (1562-1635). Не один он был необычайно плодовит: этим отличались все исп. драматурги. Но у Лопы 1700-1800 пьес. Это при том, что он был довольно авантюрным человеком. Ему много пришлось бродяжничать, он принимал участие в разного рода битвах. Сохранилось предание, что когда-то Сервантес, кот. сначала хотел прославиться и в театре, но не удалось, зашёл в какой-то театр, он увидел чела, кот. активно строчит что-то. К нему подбегает служащий, забирает бумаги и убегает. Сервантесу объяснили, что это Лопе, который пишет пьесы и их тут же ставят. ЛдВ задумывался и о теории. Свои соображения он изложил в стихотворном трактате «О новой драматической поэзии». В тво-ве ЛдВ, разумеется, оч много тех пьес, кот. можно отнести к ренессансным пьесам. Все его персонажи того периода активны, успешны. Нередко – предприимчивая решительная девушка.

В «Собаке на сене» уже барочные веяния. Любовь строится на парадоксе, счастье – на иллюзии. Хуан Луис де Аларкон, Тирсе де Малино равнялись на ЛдВ. Комедия интриги, виртуозом которой был ЛдВ, заменяется комедией характеров (у Аларкона). Например, «Сомнительная правда». Она привлекла во Франции внимание Корнеля, кот. написал под впечатлением от пьесы «Лжеца». Малино был более последовательным последователем ЛдВ. Он пошёл даже дальше Лопы. «Донь Хиль зелёные штаны». Он был первым, кто обработал сюжет о дон Жуане.

Но главная фигура исп. театра – Педро Кальдерон де ла Барка. Как и ЛдВ, вёл достаточно авантюрную жизнь: был и солдатом, и придворным, и поэтом, принял сан священника. Его творчество оч любопытно тем, что, в отличие от всех предшественников, сохранились все драм. произведения (120 пьес, 15 интермедий, 18 ауто сакраментари). Первые пьесы можно назвать комедией плаща и шпаги. Пьесы о золотой молодёжи Мадрида. Обычно в пьесах К. действуют молодые дворяне. Но даже тогда, когда речь идёт о любви, К. ставит важную для Испании этой эпохи проблему, проблему чести. Эта проблема, кот. подчас несёт в себе трагический смысл.

«Дама-привидение». Драма чести, кот. показана в оптимистическом зеркале (Балашов). Кальдероновы ходы в комедиях заключаются в том, что есть некий предмет, кот. участвует в интриге – медальон, брошка, салфетка, шкаф. Непременно есть высокая героиня и низкая героиня (служанка). Стеклянный шкаф – эмблема чести (один из героев сравнивает честь со стеклом).

Трагикомедии чести написаны на исторические сюжеты. «Стойкий принц» (тот же год). Описывает Испанию времён Педро Жестокого. Это эпоха, кот. говорит о сложных и трудных взаимоотношениях между человеческой верой и жизнью, физическим существованием на земле. С одной стороны, К. опирается на народные сказания, а с другой – он их утрирует. Португальский принц дон Фернандо получил это прозвище в народе. Но когда он попал в плен, он сам попросил у родни, чтобы его непременно выкупили (пусть и ценой сданных городов). Однако на это не пошли, и Ф. умер в плену. Эта смерть героя в глазах народа его возвысила. Стойкость Ф. обретает оч важное метафизическое значение. Для К. каждая деталь обретает символико-эмблематическое обличие. Дон Ф. – некое воплощение стоической добродетели. Дочь фесского царя Феникс – воплощение красоты. Исп. город Сеута, кот. мавры требуют сдать, - тоже красота. Опять возникает идея чести. Дон Ф. понимает её оч высоко. К. вводит вариацию на тему Гонгоры (Мулий предлагает освободить Ф. в благодарность за то, что тот его освободил). Эта пьеса решает метафизические вопросы – что есть жизнь и т.д. Размышления об этом продолжится в философско-этических пьесах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: