Шлицевое соединение условно можно рассматривать как многошпоночное, у которого шпонки выполнены за одноцелое с валом. Их применяют для неподвижного и подвижного соединения валов со ступицами деталей. По сравнению со шпоночными соединениями они имеют меньшие радиальные габариты, высокую несущую способность, взаимозаменяемы и обеспечивают хорошее центрирование деталей. По форме поперечного сечения различают три типа соединений: прямобочные, эвольвентные и треугольные.
Основные типы зубчатых соединений:
а — прямобочное; б — эвольвентное; в — треугольное
Рисунок 27
Соединения с прямобочными зубьями наиболее распространены в машиностроении. В зависимости от числа зубьев и их высоты стандартом предусмотрены три серии соединений для валов с диаметром от 23 до 125 мм. Соединения с треугольными зубьями применяют преимущественно в приборостроении при малых радиальных габаритах. Условие прочности по допускаемым напряжениям имеет вид
Здесь dm- средний диаметр соединения;
z - число зубьев;
h- высота зуба;
l - длина поверхности контакта зубьев;
ψ = 0,7- 0,8 - коэффициент, учитывающий концентрацию контактных давлений на краях соединения.