Профессиональные и этические требования к специалистам по программному обеспечению

Электронные схемы газопроводов.

Г и б р и д н ы е системы сочетают в себе признаки системного и прикладного программного обеспечения. Как правило, это большие, но узкоспециализированные системы, предназначенные для управления технологическими процессами различных типов в режиме реального времени. Для повышения надежности и снижения времени обработки в такие системы обычно включают программы, обеспечивающие выполнение функций операционных систем.

К каждому из перечисленных выше типов программного обеспечения при разработке, помимо функциональных, обычно предъявляют еще и определенные эксплуатационные требования.

Кроме того, все задачи, решаемые с помощью ЭВМ, условно можно разбить на 2 части:

1. ЭВМ используются сами по себе и единственное чем они связаны с внешним миром - это клавиатура, дисковод, CD ROM, модем (кстати, раньше это были все задачи).

ЭВМ могут быть связаны между собой локальной или глобальной сетью.

Это обработка данных, информационные системы, диалоговые системы.

2. Другая часть технических задач связана с применением ЭВМ качестве гибкого устройства управления оборудованием, в качестве устройства для контроля состояния аппаратуры и исследования каких-либо процессов.

Напоминаю, мы в нашем курсе будем разрабатывать проблемно-ориентированные прикладные программы, а для этого будем использовать системное ПО.

Подобно любым другим профессионалам, к специалистам по программному обеспечению предъявляются более широкий круг требований, чем про­стая необходимость иметь тот или иной профессиональный уровень. Они должны работать в определенном правовом и социальном окружении. Область создания программного обеспечения, как и любая другая сфера человеческой деятельности, имеет ограничения в виде местных, национальных и международных законодательств. Поэтому специалисты по программному обеспечению должны принять на себя определенные этические и мораль­ные обязательства, чтобы стать настоящими профессионалами. Требования к специалистам не ограничиваются только моральными или юридическими предписаниями, в их круг также входят значительно более тонкие профессиональные обязательства.

  1. Конфиденциальность. Специалист должен соблюдать конфиденциальность, т.е. не разглашать никаких сведений о работодателе и клиентах, независимо от того, подписывал он или нет какое-либо соглашение о соблюдении конфиденциальности.
  2. Компетентность. Специалист не должен скрывать (или ложно представлять) свой уровень компетенции и не должен браться за работу, которая этому уровню не соответствует.
  3. Защита прав интеллектуальной собственности. Специалист не должен нарушать соответствующее законодательство о защите авторских прав при использовании чужой интеллектуальной собственности (патентов и т.п.). Он также должен защищать интеллектуальную собственность работодателя и клиентов.
  4. Злоупотребление компьютером. Специалист не должен, используя свой профессиональный уровень, наносить вред компьютерам других людей. Злоупотребления компьютером могут быть как относительно тривиальными (скажем, игра в компьютерные игры на машине, принадлежащей работодателю), так и очень серьезными (например, распространение компьютерных вирусов).

В разработке подобных этических обязательств большая роль принадлежит профессиональным обществам и институтам. Такие организации, как ACM (Association for Computing Machinery — Ассоциация по вычислительной технике), IEEE (Institute of Electrical and Electronics Engineers — Институт инженеров по электротехнике и электронике) и British Computer Society (Британское компьютерное общество), опубликовали кодекс профессионального поведения, или этический кодекс. Члены этих организаций принимают на себя обязательство следовать данному кодексу. Правила поведения из этого ко­декса основаны на общечеловеческих этических нормах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: