double arrow

Лекция 2. Психологические особенности формирования пространственного мышления младших школьников

1

Законы поведения человека в организации

Под законом понимается необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Сформулируем основные законы организационного поведения:

1) Закон Первый «Закон внешнего соответствия»

Поведение людей в любой организации должно соответствовать внешней (по отношению к организации) среде.

Этот закон означает, что поведение людей зависит от Правительственных нормативных актов (КЗОТа - кодекса законов о труде, Гражданского кодекса, Уголовного кодекса, Налогового кодекса и др.), политической системы, конкуренции, внешнеполитических и внешнеэкономических ситуации, системы образования, здравоохранения и др.

2) «Закон внутреннего соответствия»

Поведение людей должно соответствовать выводам поведенческой науки, изучающей различные стороны поведенческого процесса, а все элементы этого процесса (рабочая сила, управленческий персонал, организация производства, система оплаты труда и т.д.) должны соответствовать друг другу во всех сферах человеческой деятельности и в любой момент времени.

3) «Закон оптимальных величин факторов поведения»

Поведение характеризуется целевой функцией поведения человека в организации, которую необходимо оптимизировать (см. вопросы 1 и 2 Темы № 2).

Термин «пространственное мышление» обозначает довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может.

ПМ формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях (Якиманская)

Пространственные характеристики объекта − это форма, размер, взаимное положение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой заданной точки отсчёта. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии. Такой системой отсчёта изначально является «схема своего тела». Ориентируясь в пространстве, ребёнок исходит из своего реального положения в нём, принимая себя за точку отсчёта. Фиксирование точки отсчёта (или «схемы своего тела») − основная особенность восприятия пространства по сравнению с геометрическим представлением о нём. Но для общего понимания пространства необходим переход от фиксированной на себе точки отсчёта к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта.

Психологи выделяют три генетические ступени развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое: эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

Но каждый возрастной период имеет специфическую, характерную именно для этого периода сенситивность – особую восприимчивость к усвоению определенных знаний. Поэтому знакомство с одним учебным материалом оказывается наиболее эффективным и целесообразным на начальных стадиях школьного обучения, а с другим – уже в средней школе.

Для старшего дошкольника и младшего школьника наиболее характерен переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Ребенок с первых дней обучения уже вполне готов полноценно воспринимать образную информацию (дети вступают в школьный возраст со слабо развитой функцией интеллекта, но с большим потенциалом памяти и огромными возможностями восприятия, которое служит основой для формирования образного мышления: Блонский, Выготский, начало ХХ века).

Период начального обучения является сенситивным для восприятия образной информации. Ее понимание и усвоение в этом возрасте осуществляется без лишних затрат, без принуждения и без специальных волевых усилий. Но наглядно-образное мышление старшего дошкольника и первоклассника должно совершенствоваться, так как не может быть и дальше идеальным способом познания.

Наступает новый этап: сочетание образного и логического, т.е. происходит медленный плавный переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. … формирование пространственных представлений начинается в недрах наглядно-действенного мышления и продолжается, приобретая новые более совершенные формы на последующих ступенях психического развития.

Существуют многочисленные сферы деятельности, где умение человека ориентироваться в пространстве имеет принципиальное значение. Свободное оперирование пространственными образами – важнейшее умение, объединяющее различные виды учебной и трудовой деятельности. Именно поэтому обучение должно решать не только задачу формирования у школьников знаний, умений и навыков, но и задачу развития у них пространственных представлений, ПМ как разновидности образного.

«ПМ возникает в недрах практической потребности ориентации на местности. В ходе онтогенеза оно проходит ряд закономерных этапов своего становления: вначале оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов» (Якиманская)

По Якиманской, ПМ является специфическим видом мыслительной деятельности. В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение и создание новых образов, отличных от исходных. Это достигается специальной деятельностью представливания, обеспечивающей восприятие заданных пространственных отношений, их мысленную переработку и создание на этой основе новых пространственных образов. Деятельность представливания есть основной механизм ПМ.

Термин «представливание» в отличие от «представления» был введён в науку психологом Б.М. Тепловым для отображения разнообразной интеллектуальной деятельности по созданию пространственных образов и оперированию ими. В дальнейшем этот термин стал обозначать процесс преднамеренного произвольного воспроизведения образа и мысленного оперирования им при решении графических задач без опоры на наглядность.

Основной оперативной единицей ПМ является образ, характеризующий форму и величину объекта, взаиморасположение его элементов, положение объекта в пространстве или на плоскости. В пространственном образе закрепляются также результаты мыслительного процесса. ПМ – существенная часть внутреннего мира человека, отображающая его активность. В образе происходит постоянное сопоставление общественно-исторического опыта с субъектным опытом, отражается личностный опыт человека в его реальных, неповторимых отношениях с окружающей действительностью. Своеобразие, индивидуальность образа является необходимым условием связи мышления с творческими процессами: «…творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» (Выготский)

Особую роль в создании пространственных образов играют ощущения. Их разнообразие обеспечивает получение наиболее полных и наглядных образов, несущих как пространственные представления об объекте, так и эмоциональный компонент. Известно, что люди обладают различной чувствительностью. У одних более развит слуховой анализатор, у других – зрительный и так далее. Т. е. существуют личности с преобладанием слухового, зрительного, моторного и смешанного типа ощущений. Данный показатель является весьма важным для формирования пространственных представлений, характеризует индивидуальные особенности человека в овладении пространством. По мнению психологов, преимущественная опора на один анализатор, обычно зрительный, зачастую приводит к появлению у школьников неадекватных неполноценных образов.

Восприятие дает более целостный образ объекта, отображающий его свойства, непосредственно воспринимаемые органами чувств. Восприятие, как и ощущение, служит базой для формирования пространственных образов и представлений. Оно еще несовершенно у младшего школьника. Ребенок обычно обращает внимание на несущественные свойства объекта, к тому же иногда путает совершенно разные свойства. Например, отличать форму от размера и цвета ребенка надо обучать специально.

Представление – сложный психический процесс создания более обобщенного образа объекта действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия на органы чувств. Представления складываются на основе комплекса ощущений и восприятия. Они являются переходной формой с образного уровня мышления на понятийный, так как возникают в результате взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Именно представления позволяют воссоздавать действительность, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Они также делятся на зрительные, слуховые, тактильные и др. Из комплекса различных представлений создаются пространственные представления.

«Пространственное представление» как термин не имеет единого общепринятого определения в науке: 1) любые представления, имеющие отношение к пространству, например, о местности, о картах, о земной поверхности и о трехмерном пространстве вообще (Шемякин); 2) образы, которые отражают пространственные свойства и отношения предметов (Кабанова-Меллер).

Пространственные представления комплексны и включают в себя «…представления о форме, положении, величине, направлении и других пространственных соотношениях и связях» (Галкина) И. М. Сеченов: представление – «элементарное чувственное знание внешнего мира».

Говоря о механизмах ориентирования ребенка в пространстве, психологи отмечают, что эти механизмы возникают только при слаженной совместной работе системы анализаторов (Ананьев). Формирование полноценного образа объекта невозможно без осязания. Он также обнаружил различное соотношение тактильной и кинестетической чувствительности в руках человека. В правой руке преобладает кинестетическая чувствительность, в левой – тактильная. Отсюда следует, что для создания наиболее адекватных образов «правшам» желательно держать предмет в левой руке, а исследовать его правой рукой. Движется ли рука относительно исследуемого объекта или объект двигается относительно руки – это не имеет существенного значения для создания полноценного впечатления о пространственной форме.

Швейцарский ученый Ж. Пиаже занимался исследованием проблемы развития пространственных представлений: их формирование идет от топологических к проективным, а от них – к метрическим. Предметно-манипулятивная деятельность младшего дошкольника происходит в окружающем его трехмерном пространстве. Дети рассматривают взаимное расположение предметов посредством зрительного выделения их контуров. Выделение контура визуально отграничивает предмет от других, позволяет изучать его свойства. Так в раннем детстве начинают формироваться топологические представления. Но постепенно ребенок приобщается к детскому творчеству, в частности, к изобразительной деятельности. Возникает необходимость ориентироваться в системе двух измерений, переводить трехмерные образы реальных объектов в двумерные. Это ведёт к формированию проективных представлений. Если топологические представления в основном складываются и приобретают устойчивость к семилетнему возрасту, то проективные и метрические отчасти приобретаются только к десяти годам. Ж. Пиаже доказал, что эти представления могут быть сформированы только на основе топологических.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: