Понятие дизайнерского мышления

Когда мы говорим о том или ином типе мышления, то имеем в виду не количество специальных знаний, а особое качество сознания и отношения к действительности. Мышление вообще объективно существует как живой процесс, т.е. как нечто становящееся, изменяющееся, формирующееся и никогда полностью не завершенное. В процессе мыслительной деятельности человек задумывается над сущностью тех фактов, которые открывает перед ним действительность, и это обстоятельство является для нас наиболее важным: сама способность задуматься предопределяет возможность самостоятельной оценки, самостоятельных открытий и действий. Что касается тех или иных знаний и умений, то они, как известно, могут влиять на развитие мышления, но никогда полностью не заменяют его. В сущности, человек в каких-то ситуациях может действовать и репродуктивно, наподобие компьютера — просто применяя имеющиеся знания, — но это не обеспечивает ему ни познания действительности, ни отношения к ней. Именно поэтому мы ставим вопрос о формировании у школьников, наряду с некоторыми специальными знаниями, особых способов познания окружающего мира и особых качеств мышления, которые позволяли бы им разрабатывать гармоничную предметную среду, отвечающую современным требованиям, и наиболее полно ее воспринимать.

Основные качества дизайнерского мышления и их развитие у детей.

Выделяются следующие качества дизайнерского мышления: а) конструктивность; б) целесообразность; в) вариативность, гибкость; г) чувство стиля и стилевой гармонии.

Конструктивностью называется такое качество мышления, которое позволяет осуществлять преобразовательную деятельность на основе функционального анализа исходной предметной ситуации. Фактически это общая способность к преобразовательной деятельности. При получении сведений о том, что та или иная вещь или система вещей не соответствует предъявляемым требованиям (утилитарным или эстетическим), возникает проблемная ситуация. Для ее разрешения должна быть намечена система действий, направленная на преобразование несовершенного предмета или на создание нового, отвечающего требованиям. Понятно, что перед дизайнером-профессионалом соответствующие задачи и проблемные ситуации ставит сама жизнь. Для учеников разрабатываются такие ситуации специально.

Разумеется, развитие конструктивности в какой-то мере происходит и в процессе воссоздания конструкций (т.е. повторения образцов), поскольку ученики их так или иначе рассматривают, анализируют. Однако чем более известными и освоенными становятся способы деятельности, тем меньше в ней участвует собственно мышление и тем слабее развиваются его отдельные качества. Значительно большую роль в этом могут сыграть задания следующих двух типов: на мысленное пространственное преобразование конструкций и на самостоятельную разработку, проектирование вещей.

Задачи на мысленное пространственное преобразование формируют конструктивность преимущественно как формальное качество мышления — как общую способность осуществлять такие преобразования, как своеобразную «игру ума». Подобные задачи, способствующие формированию пространственного мышления и конструктивных способностей, мы включаем, в учебники, начиная с первого класса. К ним следует отнести, например, головоломки, а также все те задания, которые мы специально даем в процессе анализа конструкции. Даже если изделие затем выполняется в основном репродуктивным способом, как копирование образца, очень полезно использовать такие задачи, которые заставляют школьников мысленно «прочитать», продумать все особенности его устройства и, возможно, мысленно внести в него определенные изменения. Например, второклассникам предстоит изготовить бумажный фонарик. На этапе анализа его устройства предлагается им не один, а два варианта одного образца; это позволяет абстрагироваться от несущественных частностей и лучше осмыслить главные особенности конструкции. При этом уместны следующие вопросы и задания: «Рассмотри образцы и скажи, сколько деталей в этом фонарике. Назови их. Как ты думаешь, какую геометрическую фигуру представляет собой развертка основы фонарика? А его внешней части? Могут ли они быть одинакового размера? Попробуй рассказать, как делать такой фонарик». Руководя процессом мысленного анализа конструкции, учитель может помогать детям: разобрать образец, развернуть его детали — это позволит наглядно проверить правильность ответов. Что касается заданий на самостоятельное проектирование вещей, то в них ученики сами определяют, какова будет конструкция вещи и все внешние особенности, сообразуясь с ее функцией. Подобные работы успешно выполняют уже первоклассники, но, разумеется, область функционирования вещи они не определяют самостоятельно, она должна быть задана.

Значительную роль в формировании конструктивности мышления играют практические задания на развитие у детей чувства формы, линии, цвета, материала и свободное владение ими.

Целесообразность как качество дизайнерского мышления тесно связана с конструктивностью. Если конструктивность можно определить, как способность к постановке целей (т.е. целеполагание), то целесообразность — это способность строить систему действий в точном соответствии этими целями. Целесообразность проявляется уже на стадии разработки конструкторской идеи: чем точнее мысленная модель будет соответствовать стоящим требованиям, т.е. цели, тем она удачнее. Последующая деятельность, направленная на материализацию идеальных построений, тоже должна строиться, сообразуясь с поставленной целью. В целесообразности отражается понимание связи декоративно-художественных и конструктивных свойств предмета с областью его функционирования. Наличие этого качества мышления обусловливает возможность разработки конструкции с учетом функциональных и эстетических требований к ней. Выбор материала, цвета, декора также происходит на основе целесообразности. В учебных заданиях формирование целесообразности мышления осуществляется, естественно, наряду с конструктивностью, поскольку отделить одно другого практически очень трудно.

Вариативность и гибкость мышления позволяет создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов, соответствующих цели. Творчески мыслящий дизайнер старается построить по возможности больше гипотез, из которых можно выбрать один самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты как разновидности творческого решения проблемы. Вариативность мышления, безусловно, повышается с расширением опыта и знаний, но помимо них в учебном процессе большую роль играет и использование соответствующих методов, специально стимулирующих решение творческих задач. Очень продуктивны в этом отношении задания на создание образа по ассоциации (с формой и фактурой природных и других материалов или исходных модулей, по форме пятна произвольной конфигурации и пр.).

Известно также, что способность к творческому воображению при прочих равных условиях повышается по мере расширения запаса реальных впечатлений; иными словами, чем больше человек видел и запомнил различных образов, тем проще он может ими оперировать, комбинировать и создавать что-то новое. Следовательно, все те задания, которые побуждают ребенка изучать окружающие предметы, внимательно рассматривать их, также способствуют формированию вариативности мышления. Что касается создания образов по ассоциации, то на этих уроках большое значение имеют специальные упражнения на «угадывание» образов, которые учитель организует на этапе разъяснения задания; кроме этого обучающее значение имеет и анализ образцов—аналогов: рассматривая их, дети лучше понимают, что именно от них требуется.

Чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке и созиданию окружающей предметной среды как к единому целому. Понятие «стиль» означает именно устойчивое единство. Обычно это единство выражается через определенные признаки конструкций и приемы художественного оформления, о которых у школьников также должны быть сформированы соответствующие знания.

Таким образом, основное содержание и весь методический аппарат курса направлены на освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. Однако необходимые ремесленно-технологические знания и умения не остаются за пределами данной программы, а являются ее составными элементами. Хорошие инструменты, рабочий порядок и грамотное выполнение трудовых операций обеспечивают минимальные затраты времени, высокое качество работы. В противном случае художественный или конструктивный замысел может пострадать настолько, что изделие теряет смысл, а у учеников пропадает интерес к урокам. Чтобы этого не произошло, программой предусматривается определенная система формирования у детей практических приемов работы, которая четко отражена на страницах учебных книг.

Задания студентам:

1. Заполнение сводной таблицы по программам по технологии начальной школы.

2. Заполнение терминологического словаря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: