Циклотимический тип.
Акцентуация характера у данного типа проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада — с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.
Следует обратить особое внимание на факторы, которые влияют на поведение человека в организации. Прежде всего, эти факторы связаны с выбором наиболее подходящей человеку работы, что достигается двумя путями: подбор человека для работы и подбор работы для человека. Эти факторы влияют на отношение человека к работе и на результативность его деятельности.
По отношению человека к работе различают активные, пассивные и резистентные личности.
|
|
Работники выполняющие работу добросовестно, с удовольствием, проявляющие инициативу являются активными.
Работники не проявляющие сообразительности и инициативы, работу которых необходимо постоянно контролировать, пытающиеся уклониться от выполнения работы, являются резистентными.
Организация является основной схемой расположения ролей, в рамках которой сотрудники распределяются по задачам, способствующим достижению целей фирмы.
Рассмотрим организацию с точки зрения роли личности.
Организация является социальной системой. Люди обладают и устанавливают дружеские отношения с тем, с кем вместе работают и разделяют интересы. Взаимодействие между членами группы и самими группами может и не соответствовать официальным каналам коммуникации.
Организация, определяемая ее ролями и задачами, получила название официальной (или формальной) организацией, а определяемая социальным взаимодействием - неформальной организацией.
На структуру организации воздействует три фактора:
1) виды бизнеса, которыми занимается компания;
2) ценности и приоритеты высшего руководства;
3) размер организации.
Чтобы достичь цели в соответствии с потенциалом человека, работа должна быть разделена на множество различных задач, пригодных к выполнению одним человеком или группой. Это отражается в горизонтальных и функциональных аспектах организации.
Одновременно с горизонтальной и функциональной организацией существует и вертикально-иерархическая линия координаторов и лиц, принимающих решения.
Организационная схема может указывать место каждого человека в организации и каналы взаимодействия между ними.
|
|
От формальной схемы берет начало идея уровней власти и решений, задач и специализация работ, формальных связей. Однако даже в таких структурах могут возникать ошибки.
Неизбежно искажается информационный поток, и организация может стать громоздкой. Может появиться слишком много работников, отчитывающихся перед одним руководителем.
Следовательно, формальная схема может не отражать то, что фактически происходит в организации, поскольку действует множество скрытых факторов, не охватываемых простой схемой.
Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
В большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда па протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Как мы уже говорили, члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновениенеформальных организаций.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами,которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. На рисунке 3.1 вы видите разницу в механизмах образования формальных и неформальных организаций.
Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия. Описывая процесс развития неформальных организаций, Леонард Сэйлис и Джордж Штраус говорят:
«Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса, на основе которого они возникли. Это – динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом. Все возрастающее взаимодействие способствует возникновению у них приятельских чувств по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для все большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий – комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению. Группа становится организацией".
|
|