В период поздней империи (III — конец V вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату — неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византии).
История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии — спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа сын божий воплотился в человеке. Образ мессии — Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже в конце I в. и в первой половине II в. н. э., появились жизнеописания основоположника новой религии — Евангелия (от греч. Благая весть) — раннехристианские сочинения, повествуют о земной жизни Иисуса Христа. Авторы Евангелий — апостолы или их ученики. Время написания 2-я пол. I в. — нач. II в. н.э.).В этот, первый, период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Однако уже в 313 г. Император Константин (272—337) издал в Медиолане (современный Милан) эдикт, которым разрешил христианам свободно исповедовать свою религию, строить храмы, занимать общественные должности. Таким образом, христианство было признано равноправной религией и постепенно превратилось в государственную. В 325 г. Константин созвал в ике первый Вселенский собор, принявший христианский символ веры. Во второй половине IV в. был окончательно сформирован Новый завет, в состав которого вошли четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния апостолов, Послания, а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тогда же начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Особо следует отметить, что торжество христианской религии сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры.
|
|
В эпоху поздней античности христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. И хотя в это время еще творили такие поэты, как Авзоний (ок. 310 — ок. 395) и Клавдиан (ок. 375 — после 404), и такой выдающийся историк, как Аммиан Марцеллин (ок. 330 — ок. 400), но они все же подражали старым образцам и чрезмерно увлекались внешней формой.
|
|
В IV в. начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными здания. Вдоль центрального помещения, отделённые от него столбами, располагались вытянутые в длину залы - нефы. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма.
Базилика Максенция. IV в. Рим.
Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи. В росписях катакомб (лат. кладбище — подземные искусственного или естественного происхождения сооружения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев),наглядность изображения, стремление донести до зрителя содержание становятся важнее, чем пропорциональная разработка фигур, соблюдение масштабности.
Восточная Римская империя продолжала существовать до 1453 г. Как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, Античности, началом Средневековья.