Архитектура. В эпоху ранней Республики (конец VI — начало III вв

П.2. Поздняя Республика.

П.1. Ранняя Республика.

Период Республики.

В эпоху ранней Республики (конец VI — начало III вв. до
н. э.) Римуудается подчинить себе весь Апеннинский по­луостров, причем большую роль в развитии его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н. э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная моне­та по греческому образцу. К IV в. до н. э. относится зарождение в Риме театра — по примеру этрусков были введены сценические игры, исполнявшиеся профессиональными артистами. В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равен­ство граждан перед законом.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано воз­никновение римского ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате должностных лиц — в комициях (народных собраниях) требовали знаний и ис­кусства убеждать слушателей.

В эпоху ранней Республики в основных складывается организация римского войска с его прославленной дисциплиной, во многом обусловившей военные успехи Рима. Основной единицей римской армии был легион (от 3 до 6 тысяч пехотинцев), делившийся в разные периоды истории на манипулы, центу­рии, когорты. В состав легиона входили также конница и вспомогательные войс­ка. Для размещения войск строились временные и постоянные укрепленные во­енные лагеря с четкой и простой планировкой: две улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Весь лагерь окружался рвом и валом, четверо ворот постоянно охранялись вооруженными воинами. Дисциплина в войске поддерживалась с по­мощью суровых наказаний и наград. Высшими наградами были венок из дубовых листьев, дававшийся за спасение жизни римского гражданина, и золотой венец — тому, кто первым поднимался на стену вражеского города. Высшей наградой полководцу служил триумф — торжественный въезд на колеснице на вершину Капитолия. Перед триумфатором шли пленные и заложники, музыканты, замыкали процессию воины-победители.

С 60-х гг. III в. до н. э. Рим вел постоянные вой­ны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Ма­кедонии в римские провинции. К середине II в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой, однако примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка — начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138—78 до н. э.) или Цезаря (100—44 до н. э.) к концу I в. до н. э. сменяется принципатом — наследственной диктатурой под республиканской обо­лочкой. В связи с необходимостью идеологического обоснования широкомасштабных завоевательных войн в эпоху поздней Республики (начало III — конец I вв. до н.э.) начинает складываться особое отношение к Риму как носителю предначер­танной богами миссии владыки мира. В соответствии с этим римский народ считается избранным, наделенным особыми добродетелями: мужеством, вернос­тью, стойкостью. Идеальный римский гражданин гордится своей принадлежнос­тью к избранному народу, и в мирное время, и в дни войны с готовностью служит общему делу — республике (общественное дело).

Римская культура позднереспубликанской эпохи представляла собой соедине­ние многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм (выбирающий. Механическое соединение разнородных, часто противополож­ных принципов, взглядов и т.п.) многих ее сторон.

Начиная с III в. до н. э. особенно большое влияние на римскую религию начала оказывать греческая. Происходит отождествление римских богов с гречес­кими: Юпитера — с Зевсом, Нептуна — с Посейдоном, Плутона — с Аидом, Марса — с Аресом, и т.д. Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н. э
аналога ему в римской религии не было.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами (одно обращено в прошлое, другое — в будущее), как божество входа и выхода, а затем — всякого начала.

Следует отметить, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Интересно, что в отношении к богам сказался присущий римлянам дух практицизма. Религиозные обряды воспринимались как своеобразные юридические сделки: правильно, со всеми формальностями совершенный обряд считался гарантией выполнения богами просьбы молящегося.

Развивалось и красноречие (риторика), выдающимся представителем которого
был Цицерон (106—43 до н. э.). О гениальном риторическом даровании его свиде-­
тельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочине-
ния по теории риторики.

Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II—I вв. I до н. э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, осо­бенно в Афины.

Наряду с народным италийским творчеством (культовые, обрядовые, свадебные и другие песни) на становление и развитие римской литературы сильное воздействие оказала греческая. Первые произведения на латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был грек Ливии Андроник (III в. до н. э., переводивший на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были очень вольными, допускали включение новых отрывков, изменение имен и пр. I

Крупнейшим писателем конца III — начала II вв. до н. э. был Плавт (ок. I 250—184 до н. э.) — знаменитый комедиограф. В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Плавту принадлежат слова:

Человек человеку — волк, до тех пор пока он не поймет своей сущности.

Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н. э. Среди многих поэтов того времени следует отметить Лукреция (ок. 96—55 до н. э.) и Катулла (87/84-ок. 54 до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная философская по­эма «О природе вещей», представляющая мир комбинацией атомов и дающая по­нятие теории эволюции. Поэма насыщена афоризмами, например:

Что пища для одного, отрава для другого.

Катулл был мастером лирической поэзии, в его произведениях воспевается дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой по-пулярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения Катулла.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234—149 до н. э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116—27 до н. э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» — своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения. Цицерон был не только замечательным писателем и выдающимся оратором, но и видным государственным деятелем, юристом, знатоком философии. Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы.

На развитие римской философии оказала влияние греческая культура — наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий,

множество украшений, стремление к строгой

симметрии, интерес к утилитарным сто­ронам

архитектуры, к созданию преимуществен­но не

храмовых комплексов, а зданий и соору­икей для

практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые

конструктивные принципы, в частности, ши­роко

применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами

использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. до н. э.

начинают широко приме­няться бетон, сводчатые

конструкции.

Главной святыней Рима являлся храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капиталийском холме. Храм не сохранился, но учёные предполагают, что он был распланирован по этрусскому образцу: с глубоким передним портиком, высоким цоколем и лестницей, ведущей к главному входу.


Одной из достопримечательностей Рима была рыночная площадь. У греков она называлась агорой и находилась у подножия акрополя. У римлян это был форум. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, оглашали важные решения, обучали детей, торговали. С одной стороны к нему примыкало здание государственного архива – Табуларий, который стоял на сводчатых подземных этажах.

На площади высились храмы, среди них храм Весты, богини-девы, в котором горел неугасимый огонь, символизировавший жизнь римского народа. Здесь же возвышались колонны, к которым прикрепляли росты – носы побеждённых вражеских кораблей (отсюда и название – ростральная колонна), и проходила «священная дорога», вдоль которой стояли таберны – лавки. Сейчас от Форума Романум, как называли его римляне, остались лишь фундаменты построек; первоначальный его вид представляет реконструкция.

Появляются новые типы зданий, например, базилик (царский дом — прямоугольное здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части), где совершались торговые сделки и вершился суд,


амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный, окруженный парком комплекс, вклю­чавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.

Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка.

Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. аquа— вода и duсо — веду).

Триумфальная арка Тита. Гарский мост

Рим. (римский акведук для водоснабжения в Ниме).

I в. до н.э. Франция.

§ 5. Скульптура.

Завоевание Римом Греции, эллинис­тических государств сопровождалось гра­бежом городов. Наряду с рабами, различ­ными материальными ценностями в Рим в огромном количестве ввозились гречес­кие статуи и картины. Так, были переве­зены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса и других вид­ных греческих мастеров. Несмотря на оби­лие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй.

Массовое копи­рование тормозило развитие собственно римской скульптуры, но в то же время способствовало сохранению греческой, многие произведения которой дошли до нас только в римских копиях.

Свой вклад в развитие скульптуры римляне, используя этрусские традиции, внесли в области реалистического портрета. Портретные статуи получают доминирующее значение в римской скульптуре, именно в них проявляется ее своеобразие. Римлянами были созданы тип статуи тогатус, изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II—I вв. до н. э. были созданы такие превосходные работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря


.

Голова супруги Августа Ливии Император Август.

Друзиллы. I в. до н.э. Статуя из Прима. Конец I в. до н.э.

Ватиканский музей. Рим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: