Управление поведением как процессом

Реализация целей деятельности организации предполагает раз­работку определенной системы воздействия на сотрудников, т.е. уп­равление их поведением.

Управление поведением осуществляется в несколько этапов (рисунок 7.1).

Рисунок 7.1 – Процесс управления поведением сотрудников


На первом этапе осуществляется выявление форм поведения, свя­занных с трудовой деятельностью, необходимых для реализации при­нятой стратегии деятельности фирмы: определяются ключевые формы пове­дения, которые оказывают существенное воздействие на деятельность организации.

Модели эффективного поведения создаются в соответствии с при­нятой стратегией управления организацией. На первом этапе вы­являются основные формы поведения, которые оказывают суще­ственное воздействие на деятельность всей организации, определяются 15-20% поведенческих событий, которые в данной сфере деятельнос­ти обеспечивают 70-80% результатов работы. Анализ целей деятель­ности организации, способов их реализации, возможностей персонала позволяет сформулировать модели привлекательного поведения.

Второй этап – аудит поведения. Поведенческий аудит анализ каждого вида деятельности по количественным и качественным состав­ляющим элементам. Рассматриваются только те формы поведения ин­дивида, которые напрямую связаны с его трудовой деятельностью:

медлительность или сноровка, отсутствие на рабочем месте или актив­ная деятельность; конструктивные предложения или жалобы и др. Лич­ностные характеристики не рассматриваются.

Цель этапа – предоставить объективную информацию о ключевом поведении, наличии функциональных форм поведения (которые способствуют эффективности деятельности организации), частоте появ­ления дисфункционального поведения.

Функциональные виды поведения требуют положительного под­крепления, а дисфункциональные – негативного подкрепления или наказания.

Выявляются ключевые элементы поведения, характерные для конк­ретного вида деятельности (например, навыки продаж, уровень владе­ния компьютером).

Дисфункциональные виды поведения – формы поведения, которые не способствуют эффективной деятельности организации, предпола­гают воздействия на работников для их предотвращения (например, количество допустимых ошибок при составлении документов, длитель­ность отсутствия на рабочем месте).

Измерение поведенческих элементов у сотрудников, выполняющих соответствующие виды деятельности — определение величины пове­денческих элементов. В поведении выделяют элементы, которые можно измерить, оценить количественно: выполнение определенных опера­ций, отсутствие на рабочем месте, задержка на перерыве, перекуры, разговоры с коллегами.


На третьем этапе осуществляется разработка стратегии интервен­ции, т.е. разрабатывается перспективный план формирования тре­буемого поведения сотрудников. Задачей интервенции является упрочение и повышение частоты функциональных форм поведения и уменьшение дисфункциональных. Комплексное воздействие на со­трудников включает систему мер воздействия:

1. способы изменения установок личности;

2. применение различных систем мотивации;

3. методы воздействия на поведение групп;

4. проведение всевозможных тренингов для отработки навыков ра­бот у специалистов и руководителей;

5. управление карьерой специалиста – система пере­мещения специалиста в организации в соответствии с его целя­ми, способностями и желаниями и с учетом целей, задач органи­зации;

6. организационное регламентирование – четкое формулирование должностных обязанностей и др.

Обобщающим способом воздействия на сотрудника выступает воз­можность предоставления ему большего доверия как основы создания системы ценностей в организации.

Регламентация деятельности личности осуществляется рядом документов, основными из которых являются должностная инструкция, контракт.

Ранее говорилось, что по отношению к работе сотрудники бывают активными и пассивными (представлены в таблицах 7.1 и 7.2).

Для эффективного управления поведением сотрудников сначала необходимо определить тип сложного человека (если у руководителя есть конфликт с этим подчиненным), затем выбрать правильную стратегию поведения и последовательно ее осуществлять.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: