Некоммерческие организации. В основу классификации ю.лиц в ГК положен критерий прибыльности: коммерческие организации имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли

В основу классификации ю.лиц в ГК положен критерий прибыльности: коммерческие организации имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, которую они распределяют между участниками (учредителями); некоммерческие ю.лица не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и не могут распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50).

Критерий прибыльности имеет две составляющие: целевую направленность на извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и возможность распределения прибыли организации между ее участниками).

Главное значение деления состоит в определении правоспособности ю.лица – некоммерческие могут иметь только специальную (целевую) правоспособность.

Учредители всегда анализирует набор преимуществ и недостатков, которые вытекают из правовой модели конкретной организационно-правовой формы. По данным ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2007всего было создано 3. 361. 205 ю.лиц, из них некоммерческие организации(НКО)составляли 613. 856. Общее количество обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью составляло 2.264.594 (примерно в четыре раза больше, чем НКО), акционерных обществ (открытых и закрытых) – 196.909, т.е. втрое меньше, чем всех НКО, производственных кооперативов было создано всего 27.459.

Преимущества НКО в снижении налогов, в менее громоздкой структуре управления, в ряде специальных требований – предусматривается, что определенным видом деятельности и получателем денежных дотаций могут выступать организации, созданные в форме НКО. Основание преимуществ общественно полезная социальная функция НКО.

Однако явочно-нормативный порядок регистрации ю.лиц, который действующим законодательством приближен для коммерческих ю.лиц к уведомительному, для НКО фактически заменен разрешительным порядком. ФЗ «О некоммерческих организациях» установлены дополнительные основания к отказу в регистрации НКО, связанные, в частности, с запретом быть учредителями (участниками) лицам, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ, об их причастности к отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, финансированию терроризма и экстремистской деятельности. Определены допустимые организационно-правовые формы при реорганизации. Так, автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд; ассоциация (союз) – в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество лишь в случаях и в порядке, которые установлены законом. Основания и порядок ликвидации предусмотрены наряду с ГК ФЗ «О некоммерческих организациях», иными ФЗ.

Основное ограничение по ГК – запрет на распределение получаемой НКО прибыли между ее участниками (п.1 ст. 50). Вызван тем, что НКО не имеют лиц, которые в обмен на вложения в имущество получают права требования к ю. лицу, позволяющие осуществлять управление им. Не являясь внутренними инвесторами, участники НКО не наделены и возможностью возврата своих вложений в имущество ю.лица – как посредством отчуждения иному лицу прав участия, так и путем получения ликвидационной квоты.

Исключение из общего правила о недопустимости получения ликвидационного остатка участниками НКО сделано в отношении

- потребительских кооперативов (члены которых имеют в отношении кооперативов обязательственные права),

- учреждений (поскольку их учредители имеют вещное право на закрепленное за ними имущество) и

-некоммерческих партнерств, но только в части имущества партнерств, не превышающего размер имущественных взносов его членов (ст. 8, п. 2 ст. 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами НКО на цели создания, и (или) на благотворительные цели; при невозможности такого использования – обращается в доход государства.

НКО могут существовать в организационно-правовых формах,

а) предусмотренных ГК,

- потребительский кооператив;

- общественная или религиозная организация (объединение);

- объединение юридических лиц (ассоциация или союз);

- фонд;

- учреждение.

б) ФЗ «О некоммерческих организациях»:

некоммерческое партнерство ( ст. 8 ФЗ); в данной организационно-правовой форме могут создаваться фондовые биржи; коллегии адвокатов и адвокатские бюро; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнерства);

– автономная некоммерческая организация(ст. 10 ФЗ);

– государственная корпорация, (ст. 7.1. ФЗ);например. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), правовой статус которого установлен ФЗ от 17.05.2007 N 82 "О банке развития"

– государственная компания(ст. 7.2. ФЗ),например, государственная компания «Российские автомобильные дороги», статус определен ФЗ-145 от 17.07.2009 «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

в) и иными отдельными ФЗ:

товарищество собственников жилья ( ст. 291 ГК РФ, разд. VI Жилищного кодекса РФ);

– садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (п. 2 ст. 4 ФЗ"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");

община малочисленных народов (ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");

союз (ассоциация) субъектов малого предпринимательства (ст. 19 ФЗ от 14.06.1995 N 88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации");

т оварная биржа ( Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле");

т оргово-промышленная палата (Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации");

адвокатская палата (ст. 29 ФЗ"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");

нотариальная палата (ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

объединение работодателей ( ФЗ от 27.11.2002 N 156 "Об объединениях работодателей");

саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 48 ФЗ "О рынке ценных бумаг");

саморегулируемая организация управляющих компаний ( ст. 57 ФЗ от 29.11.2001 N 156 "Об инвестиционных фондах");

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (ст. 21 ФЗ от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)");

негосударственный пенсионный фонд (ФЗ от 07.05.1998 N 75 "О негосударственных пенсионных фондах");

г осударственная академия наук (п. 1 ст. 6 ФЗ от 23.08.1996 N 127 "О науке и государственной научно-технической политике").

Количество организационно-правовых форм НКО избыточно, действующее законодательство о них изобилует пробелами, повторами и противоречиями.Назрела необходимость упорядочения законодательства о НКО и систематизации их организационно-правовых форм. Для этого следует закрепить в ГК РФ исчерпывающий перечень допустимых организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В ГК должны содержаться нормы, устанавливающие основополагающие признаки таких форм и общие положения, регламентирующие их правовой статус, с отсылками к специальным законам для детального регулирования, а не наоборот.

Концепция предполагает предусмотреть возможность создания НКО только в формах корпораций – потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций и союзов – и ю.лиц некорпоративного типа – фондов и учреждений. При этом в ГК урегулировать все указанные организационно-правовые формы, кроме потребительских кооперативов, юридическая личность которых наряду с ГК должна регулироваться отдельным ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: