Временное замещение иной должности гражданской службы

Представитель нанимателя вправе временно, на срок до 1 месяца, переводить гражданских служащих на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе в случае служебной необходимости.

Под служебной необходимостью в данном случае понимается необходимость предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего.

Перечень случаев служебной необходимости, дающих право представителю нанимателя осуществлять временный перевод на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе, является исчерпывающим.

Временный перевод на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в связи со служебной необходимостью будет являться правомерным, если служебная необходимость действительно имеет место, т.е. возникли чрезвычайные обстоятельства, которые нельзя было предусмотреть заранее (катастрофа, производственная авария и др.).

Наличие указанных чрезвычайных обстоятельств необходимо во всех случаях временного перевода на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в связи со служебной необходимостью, в т.ч. и для перевода в случае временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. Такая позиция высказана в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. применительно к аналогичным положениям ст. 74 ТК РФ).

Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. предусмотрено, что временный перевод работника без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу для предотвращения простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника может быть признан обоснованным при условии, что это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами или когда непринятие указанных мер могло привести к катастрофе, производственной аварии, стихийному бедствию, несчастному случаю и т.п. последствиям.

Данная позиция Пленума Верховного Суда РФ основана на положениях Конвенции МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930) (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 4 июня 1956 г.). В соответствии с ней Российская Федерация обязалась упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах, т.е. всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг (п. 1 ст. 2 Конвенции). При этом в силу пп. "д" п. 2 ст. 2 названной Конвенции, а также ч. 4 ст. 4 Трудового кодекса РФ не является принудительным трудом всякая работа или служба, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия, как то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений, а также в иных случаях, ставящих под угрозу или могущих поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

В случае служебной необходимости представитель нанимателя вправе перевести гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы только в том же государственном органе, с которым он состоит в служебных отношениях. При этом оплата труда должна производиться по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже размера оплаты труда, установленного ранее. Временно замещаемая должность не должна быть противопоказана гражданскому служащему по состоянию здоровья.

Продолжительность одного такого перевода не может превышать 1 месяца. Поскольку Закон о госслужбе ограничивает продолжительность временного перевода, но не их количество, такие переводы в связи со служебной необходимостью возможны неоднократно. При этом перевод для замещения временно отсутствующего гражданского служащего также может носить неоднократный характер. Однако его общая продолжительность не должна превышать 1 месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г.).

Представитель нанимателя имеет безусловное право переводить гражданских служащих без их согласия на не обусловленную служебным контрактом должность в случаях служебной необходимости. В связи с этим гражданский служащий не может отказаться от такого перевода, если он осуществлен в соответствии с установленными требованиями и у государственного служащего нет для отказа от перевода уважительных причин.

Отказ от исполнения служебных обязанностей при временном переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением служебной дисциплины, а невыход на службу - прогулом.

При этом следует учитывать, что гражданский служащий не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от исполнения служебных обязанностей в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности, либо за отказ от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных служебным контрактом. Так как Закон о госслужбе не содержит норм, запрещающих гражданскому служащему воспользоваться названным правом тогда, когда выполнение таких обязанностей вызвано переводом вследствие служебной необходимости, отказ гражданского служащего от временного перевода на иную должность по указанным выше причинам является обоснованным (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

С согласия гражданского служащего замещение должности, замещаемой временно отсутствующим гражданским служащим, может продолжаться и более длительный срок. При этом временно замещаемая должность может быть и более высокой группы должностей. В этом случае гражданскому служащему, замещающему такую должность, выплачивается должностной оклад по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы. Ему выплачиваются также установленные по временно замещаемой должности гражданской службы надбавки и предоставляются государственные социальные гарантии, установленные для гражданских служащих, замещающих такую должность.

Перевод на иную должность гражданской службы

или перемещение

Перевод - это назначение гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы (в том же или в другом государственном органе) или в другую местность вместе с государственным органом. Закон о госслужбе не дает определение понятия иной должности. Однако, учитывая то что наименование замещаемой должности относится к существенным условиям служебного контракта, иной должностью следует считать должность, не соответствующую по наименованию той, которая была обусловлена при заключении контракта.

Допускаются следующие переводы гражданского служащего с его письменного согласия:

1) на иную должность гражданской службы в том же государственном органе;

2) на иную должность в другом государственном органе;

3) в другую местность вместе с государственным органом.

С согласия гражданского служащего допускается перевод его в другой государственный орган на иную должность. В связи с этим возникает вопрос, является ли переводом, требующим согласия гражданского служащего, назначение его в другой государственный орган на должность, аналогичную той, которую он замещал. Очевидно, что ответ на этот вопрос должен быть положительным, поскольку условие о прохождении службы в конкретном структурном подразделении государственного органа и, следовательно, конкретном государственном органе является существенным условием служебного контракта, которое может быть изменено только по соглашению сторон. Таким образом, переводом, требующим согласия гражданского служащего, следует считать его назначение в другой государственный орган как по той же должности, которую он замещал, так и на иную должность.

При переводе на иную должность гражданской службы в том же государственном органе в служебный контракт гражданского служащего вносятся соответствующие изменения. При переводе на иную или аналогичную должность в другой государственный орган с гражданским служащим заключается новый служебный контракт.

При переводе гражданских служащих в другую местность вместе с государственным органом им и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом.

Под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего, а также от медицинских органов (например, в связи с состоянием здоровья гражданского служащего).

В ряде случаев у представителя нанимателя возникает обязанность перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность. Так, согласно ч. 2 ст. 28 Закона о госслужбе гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. В случае если гражданский служащий отказывается от перевода на иную должность гражданской службы или в том же государственном органе отсутствует соответствующая должность, служебный контракт с ним, согласно ч. 3 ст. 28 Закона о госслужбе, прекращается, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе ("отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе").

Закон о госслужбе не предусматривает гарантий гражданским служащим, переведенным по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением на иную нижеоплачиваемую гражданскую должность. В связи с этим к таким гражданским служащим в силу ст. 73 этого Закона должны применяться правила ст. 182 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой в тех случаях, когда работа, на которую переведен работник в соответствии с медицинским заключением, является нижеоплачиваемой, за работником сохраняется его прежний средний заработок в течение месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты трудоспособности либо до выздоровления работника.

Согласно ч. 4 ст. 28 Закона о госслужбе не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Однако надо отметить, что это правило противоречит ч. 1 этой же статьи и положениям ст. 24 Закона, в соответствии с которыми наименование замещаемой должности относится к существенным условиям служебного контракта, которые могут быть изменены только по соглашению сторон. Кроме того, оно не учитывает положений ст. 13 Закона, согласно которой гражданский служащий берет на себя обязательства по осуществлению профессиональной служебной деятельности на должности в соответствии с актом назначения на должность и служебным контрактом.

Перемещением, не требующим согласия гражданского служащего, по аналогии со ст. 72 ТК РФ, следует считать изменение организационно-технических условий прохождения службы (перемещение на другое служебное место, в другое структурное подразделение и т.п.), если это не влечет за собой изменения должности и других существенных условий, предусмотренных служебным контрактом.

При решении вопроса о том, является или нет перемещение гражданского служащего в другое структурное подразделение государственного органа переводом, необходимо установить, предусмотрено ли оно (структурное подразделение, в которое принят гражданский служащий) в служебном контракте с ним. Если это структурное подразделение в служебном контракте указано, то оно является его существенным условием и, следовательно, может быть изменено только с письменного согласия гражданского служащего.

Таким образом, изменение структурного подразделения можно признавать перемещением только в том случае, если при заключении служебного контракта конкретное структурное подразделение как существенное условие контракта не оговаривалось и в служебном контракте не предусмотрено. В противном случае такое "перемещение" будет являться переводом и возможно только с письменного согласия гражданского служащего.

Такая позиция высказана в Постановлении Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 применительно к аналогичным положениям ТК РФ. Как разъяснил Верховный Суд РФ, если в трудовом договоре место работы работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора. Под структурным подразделением организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д. (п. 16 Постановления).

Реорганизация, ликвидация государственного органа.

Сокращение должностей гражданской службы

Правовые последствия, наступающие для гражданских служащих в случаях сокращения замещаемых ими должностей гражданской службы, при реорганизации государственного органа или его ликвидации указаны в ст. 31 Закона о госслужбе. В указанных в ней случаях гражданский служащий может либо сохранить служебные отношения, либо служебные отношения с ним прекращаются.

Так, при сокращении замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы государственно-служебные отношения с ним продолжаются при условии, если:

1) ему предоставлена возможность замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и он согласился занять эту должность;

2) он с его согласия направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

И в первом, и во втором случаях, если гражданский служащий переводится в другой государственный орган, прежний служебный контракт расторгается и с ним заключается новый контракт на замещение иной должности, в том числе с условием прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

В тех случаях, когда сокращение должностей гражданской службы связано с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры и гражданскому служащему не может быть предоставлена возможность замещения иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе, или прохождения профессиональной переподготовки, или повышения квалификации, служебные отношения с ним прекращаются.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности и увольнение его с гражданской службы в этом случае будет являться правомерным при наличии следующих условий:

- если сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно (реально) имело место;

- если гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы в соответствии с ч. 7 статьи 31 Закона о госслужбе;

- если гражданский служащий заранее, за 2 месяца до сокращения был предупрежден письменно о предстоящем сокращении;

- если профсоюзный орган был своевременно проинформирован о предстоящем сокращении соответствующей должности гражданской службы;

- если отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе, или прохождения профессиональной переподготовки, или повышения квалификации либо он отказался от предложенной должности.

При ликвидации государственного органа служебные отношения с гражданскими служащими продолжаются, если:

1) гражданскому служащему предоставлена возможность замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, или в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и он согласился занять эту должность;

2) гражданский служащий направлен с его согласия на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Как и в случае продолжения служебных отношений при сокращении должностей гражданской службы, с гражданским служащим, сохранившим служебные отношения после ликвидации государственного органа, в котором он проходил службу, прежний служебный контракт расторгается, и заключается новый контракт на замещение иной должности, в том числе с условием прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

В случае если гражданский служащий отказывается от предложенной ему в связи с сокращением должностей гражданской службы, реорганизацией государственного органа или его ликвидацией иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от повышения квалификации или профессиональной переподготовки, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Отказ должен быть сделан в письменной форме. Прекращение служебного контракта в этом случае производится в соответствии с п. 6 ст. 33 Закона о госслужбе ("отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы").

В случае принятия решения о сокращении в государственном органе должностей гражданской службы, представитель нанимателя обязан за два месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим. Следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства о государственной службе, Закон о госслужбе не устанавливает обязанность представителя нанимателя предупреждать гражданских служащих заранее о предстоящей ликвидации государственного органа.

В течение двух месяцев после предупреждения о сокращении в государственном органе должностей гражданской службы, представитель нанимателя вправе провести в государственном органе внеочередную аттестацию гражданских служащих. Такая аттестация проводится в целях выявления гражданских служащих, имеющих более высокие квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности, в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о госслужбе.

Данные аттестации учитываются при определении гражданских служащих, имеющих преимущественное право на замещение должности гражданской службы в связи с сокращением замещаемых ими должностей.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию и уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Расторжение служебного контракта в связи с сокращением в государственном органе должностей гражданской службы, как общее правило, допускается только по истечении двухмесячного срока предупреждения о сокращении. Однако с письменного согласия гражданского служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт и без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца (ч. 8 ст. 31). Закон о госслужбе, в отличие от Трудового кодекса РФ, не устанавливает каких-либо дополнительных гарантий и компенсаций гражданским служащим, давшим согласие на расторжение служебного контракта в связи с сокращением замещаемой должности гражданской службы без предупреждения об освобождения от должности за два месяца. В связи с этим таким гражданским служащим компенсация при увольнении с гражданской службы выплачивается на общих основаниях, т.е. в размере, предусмотренном п. 9 статьи 31. В соответствии с ней при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: