Понятие и виды чрезвычайных обстоятельств, особых условий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях чрезвычайных обстоятельств. Чрез­вычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологиче­скими, техногенными и другими явлениями, порой требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится дейст­вовать органам государственной власти по поддержанию этого режима.

Законом Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. впервые в России было закреплено понятие безопасности, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов лично­сти, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В целях реализации указанного Закона Указом Президента России был образован Совет безопасности. Председателем Совета безопасности по должности является Президент Российской Федерации.

В сферу важнейших вопросов Совета безопасности входят:

- определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выделение внутренних и внешних угроз объектам безопас­ности;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвы­чайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; органи­зация их ликвидации и другие вопросы.

Кроме того, Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726 ут­верждено Положение о Совете безопасности, которым был конкретизиро­ван правовой статус этого конституционного органа и возложена задача по разработке предложений по координации федеральных органов исполни­тельной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспече­ния безопасности и оценки их эффективности.

В целях более эффективного государственного воздействия на раз­личные ситуации природного и техногенного характера, а главное — на быстрейшую ликвидацию их разрушительных последствий впервые - Ука­зом Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 710 был образован единый спе­циализированный федеральный орган исполнительной власти — Мини­стерство по делам гражданской обороны Российской Федерации, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Вместе с тем в последние годы массовый характер приобрели чрез­вычайные обстоятельства и особые условия социального, криминогенного характера, связанные с появлением незаконных вооруженных формирова­ний, банд, похищением людей, совершением террористических актов и т. п. В связи с этим Наставлением по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к дейст­виям при чрезвычайных обстоятельствах закреплены такие понятия, как чрезвычайные обстоятельства и особые условия.

Чрезвычайные обстоятельства (ЧО) - это события, произошед­шие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и яв­ления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни и здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения.

К видам чрезвычайных обстоятельств относятся:

- появление на опре­деленной территории незаконных вооруженных формирований, банд, воо­руженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);

- воз­никновение вооруженного мятежа, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- захват заложников, важ­ных объектов, собственных объектов органов внутренних дел; блокирова­ние транспортных коммуникаций;

- угон транспортных средств;

- незаконное массовое пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Особые условия определяются как обстановка, сложившаяся в ре­зультате возникновения чрезвычайных обстоятельств, введения чрезвы­чайного положения, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории диверсионно-разведывательных или террористических групп, угрозы применения или применение ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органов государственной власти, органов местного само­управления, работы организаций, сохранности материальных ценностей.

Понятие «чрезвычайное положение» сформулировано в Федераль­ном конституционном законе «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ и означает вводимый в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, обществен­ных объединений, допускающий установление федеральным конституци­онным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организа­ций и общественных объединений, а также возложение на них дополни­тельных обязанностей.

Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регламентируется Федеральным за­коном «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Чрезвычайная ситуация природного или техногенного харак­тера — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в ре­зультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизне­деятельности людей.

Постановлением Правительства РФ «О классификации чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 выделены следующие виды чрезвычайных ситуаций:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

В классификации чрезвычайных ситуаций немалое место занимают стихийные бедствия, эпидемии и эпизоотии. Однако законодательством Российской Федерации не закреплены эти понятия, поэтому при определе­нии их будем руководствоваться терминами, сложившимися в научной ли­тературе и на практике.

Стихийные бедствия — это неконтролируемые явления природы, не зависящие от воли и деятельности человека, угрожающие жизни и здо­ровью людей, частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений.

По времени возникновения и по своей сущности стихийные бедствия условно можно подразделить на две группы:

1) закономерно, периодически повторяющиеся стихийные бедст­вия — паводки, наводнения, снежные заносы;

2) внезапные, т. е. возникающие в короткий промежуток времени (землетрясения, ураганы, тайфуны, пожары).

Различие этих групп стихийных бедствий состоит не только в степе­ни их общественной опасности, но и в степени подготовленности государ­ственных органов и населения по защите от сил природы. Если первая группа стихийных бедствий дает возможность заранее предусмотреть антистихийные мероприятия, т. е. имеется период упреждения, то вторая группа наиболее опасна в силу своей внезапности, не позволяющей при­нять в короткие сроки меры защиты.

Некоторые авторы классифицируют стихийные действия в зависи­мости от причин, их порождающих:

- на гидрологические (снежные лавины, селевые потоки);

- метеорологические (сильные ветры, метели, бураны, ливни);

- гидрометеорологические (цунами, тайфуны);

- сейсмические (землетрясения, извержения вулканов). В мировой практике для оценки разрушительной силы некоторых стихийных бедствий разработаны и применяются специальные шкалы:

- для определения силы ветра - 12- балльная;

- для землетрясений - 9- балльная;

- для аварий на АЭС - 7- уровневая шкала;

- шкала пожаров и т. п.

По тяжести последствий к стихийным бедствиям близко примы­кают крупные промышленные аварии и транспортные катастрофы. Они возникают или по вине людей, что, как правило, выражается в служеб­ной халатности или преступной самонадеянности конкретных должно­стных лиц, либо возникают из-за изношенности оборудования и другим причинам. К таким катастрофам можно отнести аварию на Чернобыль­ской АЭС 1986 г. (эта авария относится к наивысшему, седьмому уров­ню по шкале МАГАТЭ), гибель судов, серию крушений пассажирских поездов и взрывов на железной дороге, крупные пожары и другие техногенные ситуации.

Серьезную опасность для жизни и здоровья населения представляют эпидемии.

Эпидемия - это массовое заражение населения инфекционной бо­лезнью, поражающее определенную местность, регион. Особую опасность вызывают холера, чума, черная оспа, тиф и др.

Большой урон государству и населению наносят эпизоотии - это массовое распространение инфекционных болезней среди животных. В случае возникновения эпизоотии (ящура, бешенства, сибирской язвы и прочих болезней животных) на данной территории устанавливается каран­тин и вводятся режимные ограничения (как впрочем, и при эпидемиях).

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которым определены ее задачи, органы управления, состав сил и средств, порядок выполнения задач и порядок взаимодействия основных структур, а также регулиру­ются основные вопросы функционирования этой системы (ЕГСЧС) в разных режимах.

ЕГСЧС состоит из функциональных территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, мест­ный и объектовый.

Функциональные подсистемы ЕГСЧС создаются федеральными ор­ганами исполнительной власти для организации работы по защите населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Территориальные подсистемы ЕГСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их тер­риторий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие специальные органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресур­сов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

а) на федеральном уровне — правительственная комиссия по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожар­ной безопасности, а также комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федераль­ных органов исполнительной власти;

б) на территориальном уровне (субъекта РФ) — комиссии по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожар­ной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ;

г) на местном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

д) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ор­ганизации.

Органами повседневного управления ЕГСЧС являются:

1) центры управления в кризисных ситуациях, информационные цен­тры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнитель­ной власти;

2) центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

3) единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образо­ваний;

4) дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Постановлением Правительства РФ «О силах и средствах единой го­сударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций» от 3 августа 1996 г. № 924 установлено, что к ним относятся:

1) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

- служб (учреждений) и организаций федеральных органов испол­нительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

- формирований санитарно-эпидемиологической службы;

- служб наблюдения и лабораторного контроля за качеством пище­вого сырья и продуктов питания Министерства экономического развития и торговли;

- геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Федерального агент­ства по атомной энергии.

2) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

- военизированных и невоенизированных противопожарных, поис­ковых, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формиро­ваний федеральных органов исполнительной власти;

- формирований Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирований Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору;

- специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны Российской Федерации;

- служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации;

- сил Федеральной службы гражданской обороны охраны общест­венного порядка МВД России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или воз­никшей чрезвычайной ситуации решением пределах конкретной территории устанавливается один из следующих ре­жимов функционирования единой системы:

1) режим повседневной деятельности - при нормальной производ­ственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпи­демий и эпизоотии;

2) режим повышенной готовности - при ухудшении той или иной указанной выше обстановки, при получении прогноза о возможности воз­никновения чрезвычайных ситуаций;

3) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме чрезвычайной ситуации, являются:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвы­чайных ситуациях;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и все­стороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, под­держанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привле­чению при необходимости общественных объединений и населения к лик­видации возникших чрезвычайных ситуаций;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопро­сам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрез­вычайных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: