Доход от реализации товаров (работ, услуг) подлежит корректировке согласно п. 2 ст. 81 Налогового кодекса в случаях:
1) полного или частичного возврата товаров;
2) изменения условий сделки;
3) изменения цены, компенсации за реализованные товары (работы, услуги);
4) получения разницы в стоимости реализованных товаров (работ, услуг) при их оплате в тенге.
Корректировка дохода производится по итогам того налогового периода, в котором произошли указанные изменения.
В подразделе 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг» помимо счетов, предусмотренных для отражения доходов, есть счета, на которых учитываются понесенные убытки хозяйствующим субъектом. К таким счетам относятся 6020 «Возврат проданной продукции», 6030 «Скидки с цены и продаж».
На счете 6020 учитывается доход от возврата проданных товаров. Одним из стимулирующих факторов взаимоотношений поставщиков и покупателей является предоставление скидки с цены либо с продаж.
Счет 6030 предназначен для учета дохода от скидки с продаж, которые бывают следующего характера:
§ скидка за платеж наличными - предоставляется покупателям, оплачивающим счета наличными;
§ скидка с объема продаж - скидка, предоставляемая покупателям по результатам объема продаж за месяц, квартал и другой период времени;
§ скидка «сконто» (ценовая скидка ) - предоставляется покупателям, осуществляющим досрочную оплату счетов (инвойсов) по сравнению с контрактом или сроком, указанным поставщиком в счете (инвойсе), и может составлять 3 - 5% от стоимости сделки;
§ скидка дuлерная - скидка, предоставляемая агентом и посредником, организующим сбыт (продажу) товаров;
§ скидка закрытая - скидка с продажи товаров, предоставляемая с объема реализации продукции, обращающейся в замкнутых экономических единицах;
§ скидка функциональная - предоставляется производителем (поставщиком) службам товаропродвижения, продажи товаров, его перевозки, хранения, охраны, ведения учета и т.п.
Все виды скидок, предоставляемые покупателям, должны быть оговорены в договорах и других документах (протоколах, соглашениях), найти отражение в расчетно-платежных документах.
Также счет 6030 предназначен для учета скидок с цены. Они бывают следующих видов:
§ скидка с цены на количество приобретаемых товаров (скидка бонусная) - предоставляется покупателям, приобретающим большее ко личество товаров по сравнению с обусловленным объемом в год;
§ скидка временная - ценовая скидка, применяемая главным образом в торговле продукцией массового спроса, имеющей сезонный характер; предоставляется покупателям, совершающим вне сезонные покупки товаров (услуг);
§ скидка количественная - ценовая скидка, зависящая от величины и серийности заказа;
§ скидка специальная - ценовая скидка, предоставляемая покупателям, имеющим длительные (постоянные) связи с данным поставщиком и другие особые отношения.
Кроме того, скидки с цен могут предоставляться по товарам пониженной сортности (в пределах, допустимых нормативно-технической документацией) или зависеть от требований, зафиксированных в прейскурантах (прайсах).
Доход от реализации товаров и оказания услуг определяется по стоимости реализации, предусмотренной в договоре между субъектами.
Сумма дохода, вытекающая из сделок, измеряется по стоимости полученной или подлежащей получению компенсации с учетом суммы торговых скидок или объема уценок, допускаемых субъектам (продавцам).
Корреспонденция счетов типовых операции по подразделу 6000
«Доход от реализации продукции и оказания услуг»
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | ||
Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг) | 1210-1240 2110-2140 | ||
Признание доходам отчетного периода сумм, отнесенных к доходам будущих периодов | |||
Закрытие в конце отчетного периода счета 6010 «Доход от реализаций продукции и оказанных услуг» | |||
Возврат реализованных товаров, не оплаченных покупателем и заказчикам | 1210-1240 2110-2140 | ||
Возврат реализованных товаров, оплаченных покупателем и заказчиками полностью или в сумме выданных ими авансами | 3320-3040 | ||
Предоставление скидок с цены и продаж | 3320-3340 | ||
Закрытие в конце отчетного периода счета 6020 «Возврат проданной продукции» и 6030 «Скидки с цены и продаж» |
2 Расходы - это уменьшение экономических выгод предприятия за отчетный период в виде оттоков или амортизации активов или возникновения обязательств, в результате чего уменьшается собственный капитал, за исключением уменьшения, связанного с выплатами участникам. Расходы могут быть результатом поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления других видов деятельности. Другими словами, расходы - это затраты на производство товаров и оказание услуг в ходе получения доходов.
Предприятия часто несут затраты, которые оказывают благоприятное влияние на финансовые результаты более чем одного отчетного периода.
Эти затраты обычно целиком относятся на счета активов. И в конце определенного отчетного периода суммы, относящиеся к этому периоду, переносятся со счетов активов на счета расходов, например авансированные расходы выплачиваются вперед и относятся к будущему, а также к таким расходам можно отнести арендную плату, выплаты страховки и приобретение расходуемых материалов. Часть расходов, которая прошла в данном отчетном периоде, рассматривается как расходы данного периода. Другая часть расходов, которая не нашла применения в данном отчетном периоде, будет рассматриваться как расходы будущих периодов.
В себестоимость продукции и услуг входят затраты, связанные с производством и учитываются на счете 7010 «Себестоимость реализованной продукции».
Себестоимость реализуемых товарно-материальных запасов признается как расход в тот отчетный период, в который признается связанный с ним доход. Сумма любых списаний до чистой стоимости реализации и все потери товарно-материальных запасов признаются как расход в течение того отчетного периода, в который произошло списание или был понесен убыток. Сумма восстановления стоимости ранее списанных товарно-материальных запасов в результате повышения чистой стоимости реализации признается как снижение себестоимости реализованных товарно-материальных запасов в тот отчетный период, в который происходит повышение.