Норма права – это официально установленное и формально определенное (письменно закреплено в части, параграфе, статье, главе, разделе нормативного правового акта либо в другом источнике права) общеобязательное правило поведения, обеспеченное в соблюдении принудительной силой государства. Нормы права активно воздействуют на общественные отношения в целях их упорядочения.
Норма права является первичным звеном системы права, которая является совокупностью связанных между собой норм права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в одном государстве.
Институт права – это совокупность норм права, регулирующих однородный вид общественных отношений (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т. д.).
Отрасль права есть совокупность норм права, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права скалывается из нескольких институтов. Каждая отрасль права имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественных отношений.
Подотрасль права представляет собой совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-то отличающиеся, общественные отношения. Например, в финансовом праве выделяют бюджетное и налоговое право, в гражданском праве – авторское, наследственное, обязательственное право. Следует отметить, что подотрасль права не является обязательным элементом системы права, в некоторых его отраслях подотраслей не выделяют.
Итого, крупнейшим структурным элементом системы права является отрасль права. В данном учебно-методическом пособии далее будут охарактеризованы конституционное, гражданское, административное, уголовное, трудовое и семейное право.
Нормы права находят объективное выражение в определенных формах.
Формы, в которых проявляется общеобязательность права, при помощи которых определенные нормы становятся юридическими, то есть общеобязательными и имеющими силу принуждения со стороны государства, именуются источниками права. Другими словами, источник (форма) права – это официально объективированный акт, содержащий нормы права.
Среди источников права выделяют:
Ø правовой обычай, под которым понимают правило поведения, исторически сложившееся в результате его фактического применения в течение длительного времени, признаваемое и санкционируемое государством;
Ø науку права (правовую доктрину), которая являлась источником права в Древнем Риме; в настоящее время таковым не является, но имеет важное значение при фактическом учете в процессе юридической практики позиций ученых (научно-практические комментарии кодексов и других законодательных актов);
Ø нормативный правовой акт – это акт правотворчества компетентного органа государства, содержащий юридические нормы (предписания);
Ø юридический прецедент – основной источник права англосаксонской правовой системы, представляет собой решение высших судебных или административных органов по конкретному юридическому делу, которое затем становится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих в будущем, т.е. индивидуальное решение становится нормой права;
Ø нормативный договор – это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, например, международные договоры государств;
Ø своды религиозных правил (священные писания, книги, трактаты, характерны для мусульманского права)
В настоящее время нормативный правовой акт является одним из основных источников права во всех правовых системах мира. В правовой литературе выделяют три основных признака нормативного правового акта:
1. нормативный правовой акт содержит нормы права, рассчитанные на неограниченное количество случаев;
2. нормативный правовой акт исходит от государства, воплощает волю государственной власти;
3. воля государства выражается в заранее установленной форме (закона, постановления правительства и др.).
Среди важнейших свойств, которыми обладает нормативный правовой акт, выделяют его юридическую силу. Юридическая сила – это важная характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к определенным общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. Она отражает возможность порождать юридические последствия в виде возникновения субъективных прав и обязанностей.
В ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» перечислены виды нормативных правовых актов. К ним относятся: Конституция Республики, решения референдумов, программные законы, кодексы, обычные законы, декреты, указы и директивыПрезидента Республики Беларусь, Постановления палат Парламента, Постановления Совета Министров и др.
Правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными.
К ненормативным правовым актам относятся:
§ распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
§ распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;
§ распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
§ акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
§ акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния;
§ иные правовые акты.