В условиях дистанционного образования

Виды деятельности субъектов образовательного процесса

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На наш взгляд, дистанционное образование должно осуществлять следующие социально значимые функции:

· удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах;

· удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;

· повышение качества образования и уровня образованности в обществе;

· повышение социальной и профессиональной мобильности населения;

· развитие единого образовательного пространства, обеспечивающего возможность получения качественного образования независимо от места нахождения.

Источником формирования дистанционного образования является концепция ориентации последнего на потребителя образовательных услуг, направленность всего образовательного процесса на человека, создание наиболее благоприятных условий для овладения содержанием образования каждым обучающимся, реализуя тем самым индивидуальный подход в процессе получения образования.

Один из основоположников гуманистического направления в психологии К. Роджерс среди основных принципов этого направления выделял следующие:

· индивид находится в центре постоянно изменяющегося мира;

· человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения и понимания;

· индивид стремится к самопознанию и к самореализации, обладая внутренней потребностью к самосовершенствованию;

· взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

· самосовершенствование и развитие личности происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми.

Таким образом, отличительной чертой гуманистического подхода в психологии и педагогике является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного, критического мышления. Такой подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении, подход, ориентированный на самостоятельную активную познавательную деятельность учащегося, подход, являющийся основным в дистанционном обучении.

Рассмотрим виды деятельности субъектов образовательного процесса (табл. 7).

Таблица 7

Преподаватель (тьютор) Студент
Создание психолого-педагогических условий для успешной самообразовательной деятельности студентов Осуществление мероприятий, направленных на самомотивацию и самоорганизацию в получении профессии
Разработка индивидуальной траектории освоения содержания педагогических дисциплин для каждого студента Реализация технологий индивидуального взаимодействия с преподавателем (тьютором)
Проведение индивидуальных и фронтальных консультаций Осуществление индивидуальной траектории получения образования
Осуществление индивидуальных форм контроля знаний и умений студентов Проведение самодиагностики собственной учебно-познавательной деятельности
Проведение мероприятий по коррекции знаний и умений студентов Расширение субъектной сферы обучения
Обеспечение комплексности преподавания психолого-педагогических дисциплин Комплексное освоение научно-иссле-довательской, педагогико-проектиро-вочной, производственно-технологиче-ской, организационно-методической и управленческой деятельности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: