Этапы становления и развития технологии дистанционного обучения

Открытое образование можно рассматривать как синтетическую форму получения образования, в которой органически сочетаются все известные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, экстернат, самообразование, семейное образование (А.А. Андреев, С.Л. Каплан, В.И. Солдаткин). Составной частью системы открытого образования являются педагогические технологии дистанционного обучения, прошедшие несколько этапов становления и развития.

Первый этап – дистанционное обучение, в рамках которого обучение организуется по схеме: «педагог – один или несколько учеников». Виды средств связи между преподавателями и учащимся в данном случае немногочисленны: обычная почта, телефон, локальные компьютерные сети. На этом этапе отсутствовали системность и комплектность в применении дистанционных средств обучения.

Второй этап – дистанционное обучение, при котором обучениеможно охарактеризовать как «педагог – множество учеников». На этом этапе стали увеличиваться и усложняться виды связи, включающие в свой арсенал видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, видеолекции и т.д.

Третий этап – осуществление дистанционного обучения через всемирную сеть Интернет. Число пользователей Интернет непрерывно увеличиается. Обучение через Интернет стало серьезной альтернативой традиционным формам получения образования.

В настоящее время можно говорить о четвертом (интегрирующем) этапе развития дистанционного обучения, основанном на комплексной виртуально-тренинговой технологии обучения с применением всех известных форм и методов дистанционного образования.

В условиях работы представительств Российского государственного профессионально-педагогического университета наибольшее распространение получила британская модель дистанционного образования, реализацию которой в условиях российского образования может наилучшим образом обеспечить существующая материально-техническая база.

Как показывает исследование мировой образовательной практики, дистанционное образование развивается не только в рамках систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной направленностью на подготовку в области бизнеса. Частные корпоративные образо-вательные сети созданы такими компаниями, как General Motors, J.C. Penney, Ford, Walmart и Federal Express. Многие из этих систем значительно опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Впервые проблема развития дистанционного образования в РФ была рассмотрена на коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ 09.06.1993 г. № 9/1 «О создании системы дистантного образования в Российской Федерации», в решении которой указывалась необходимость разработки концепции единой системы дистанционного образования (СДО) в России. Такая концепция была разработана в соответствии с Постановлением Госкомвуза России от 31.05.1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России». Однако по объективным причинам (из-за отсутствия бюджетного финансирования) данная концепция не была реализована.

В России дистанционное образование стало развиваться на основе успешно существующей в бывшем СССР системы заочного образования, предполагающей прямой контакт преподавателей и студентов во время сессий, продолжительность которых составляет 50–60 дней в году, как правило, в самом учебном заведении. Меньшее значение играет переписка, которая подразумевает лишь отправление письменных заданий и получение ответов на них, что означает отсутствие оперативности в обмене учебной информацией. Именно поэтому для повышения качества образования основные усилия учебных заведений направлены на увеличение продолжительности времени обучения во время сессий и на совершенствование методов преподавания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: