Описательная часть
Вступительная часть
Правовые средства реагирования на нарушение закона
Правовые средства реагирования на нарушение закона делятся на 3 группы:
1) основные (протест, представление, постановление, заявление в суд)
2) оперативные (предостережения, письма, разъяснения закона)
3) «сигнализационные» (информация о состоянии законности, доклады на заседаниях органов власти и управления, представления Президенту о нарушениях закона в деятельности Правительства).
Протест
Протест – это акт реагирования прокурора на противоречащий закону или конституции правовой акт, а также на акт, нарушающий права человека и гражданина.
С протестом прокурор может обратиться:
ü в орган или к должностному лицу, издавшему этот акт
ü в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу.
В протесте ставится вопрос об отмене или изменении незаконного правового акта, о приведении его в соответствие с законом. В протесте могут содержаться и иные требования, направленные на устранение последствий, вызванных действием незаконного акта.
|
|
Устанавливается срок для его рассмотрения (как правило, 10 дней. При наличии исключительных обстоятельств, требующих незамедлительного устранения нарушений, срок может быть сокращён). В случае издания акта коллегиальным органом (органом власти или органом местного самоуправления) рассмотрение протеста должно быть произведено на ближайшем его заседании.
Вынесение протеста порождает определённые правовые последствия в виде обязанности органа или должностного лица рассмотреть протест и незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения. Прокурору сообщается о времени рассмотрения протеста коллегиальным органом, прокурор может присутствовать (вопрос о необходимости участия прокурора в рассмотрении протеста решается в каждом конкретном случае).
В практике существует вопрос: возможно ли принесение протеста на акт в устной форме? Возможно, если будет предварительно проведена проверка, в процессе которой будет установлен факт того, что устное распоряжение имело место.
Структура протеста:
В ней содержатся сведения о субъекте; о наименовании акта, на который приносится протест; наименование самого документа («протест в порядке надзора»).
В ней в краткой форме излагается содержание незаконного правового акта (может использоваться прямая или косвенная речь).
В ней делается вывод о незаконности правового акта, т.е. даётся правовая оценка этого акта (акт признаётся не соответствующим закону, противоречащим закону).
Выводы о незаконности акта должны подтверждаться соответствующими аргументами:
ü юридические аргументы (даётся ссылка на нарушенную норму и приводится
её краткое содержание)
ü фактические аргументы (выражают противоречие между нормой и содержанием акта).