double arrow

Постановочная часть


Мотивировочная часть

Описательная часть

После слова «установил» кратко описываются основные обстоятельства (признаки) правонарушения, его суть (в чём заключалось правонарушение). Приводятся данные, полученные из объяснений правонарушителя и свидетелей.

В ней обосновывается наличие в действиях лица состава административного правонарушения или преступления со ссылкой на норму закона, предусматривающую ответственность за совершение этих действий. Норма закона в постановлении должна быть обязательно раскрыта (ссылки на неё недостаточно). При административном правонарушении делается ссылка на закон «О прокуратуре РФ», если заведено уголовное дело – ссылка на статью Уголовного кодекса. Эта часть заканчивается словом «постановил».

В ней содержится:

ü вывод – решение прокурора о возбуждении производства

ü указывается, куда для рассмотрения или для расследования направляется

данное Постановление и материалы проверки

ü постановление содержит положение о необходимости сообщения о результатах

рассмотрения в прокуратуру.

Постановление составляется в 3-х экземплярах:




1) один экземпляр направляется в орган, осуществляющий расследование, или в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса

2) второй экземпляр остаётся в прокуратуре

3) третий экземпляр направляется в вышестоящую прокуратуру.

Сроки рассмотрения установлены в КоАП, сроки расследования – в УПК.


Предостережение о недопустимости нарушения закона

Выносится на основании ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Предостережение выносится в целях предупреждения правонарушителей при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Смысл предостережения – состоит в том, что лицу, которое готовится совершить правонарушение, разъясняется ответственность за подобные действия, т.е. лицо под роспись предупреждается о недопустимости совершения правонарушения. Если лицо впоследствии совершает правонарушение, оно подвергается ответственности.

Предостережение выносится только должностным лицом (юридическими и физическими лицами предостережения выноситься не могут).

 
 

ü форма предостережения

ü порядок применения предостережения


установлены Указанием генерального прокурора № 39/7 от 6 июля 1999 г.

«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»


В прокуратуре применяются готовые бланки.

Структура предостережения:

1) вступительная часть:

- наименование документа

- дата составления

- кем вынесено предостережение

2) описательная часть (описание событий)

3) заключительная часть (лицо предупреждается о недопустимости совершения правонарушения под угрозой применения к нему соответствующих мер государственного воздействия).



Заявления прокурора и

исковые заявления прокурора

Направляются в суд в защиту охраняемых законом интересов общества, государства, отдельных юридических или физических лиц, чьи права или законные интересы нарушены.

Акты прокурорского реагирования должны соответствовать определённым требованиям, содержащимся в ГПК РФ.

Требования к актам прокурорского реагирования:

1) это должны быть документы литературно грамотные

2) мотивированность (обоснованность). Документы должны содержать в себе ссылки на нормы закона. Нормы закона в содержании документа должны раскрываться.

3) необходимо соблюдать форму акта

Формы актов предусмотрены законом либо выработаны практикой прокурорского надзора.


Надзор за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

1. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Это направление деятельности прокуратуры является вторым из основных.

Сущность определяется тем, что на органы прокуратуры государством возложена функция уголовного преследования.

Уголовное преследование представляет собой деятельность государственных органов, органов следствия, дознания, прокуратуры по



- установлению события преступления

- изобличению лиц, виновных в совершении преступления (доказание вины)

- поддержанию от имени государства перед судом обвинения в отношении лица, совершившего преступление.

Уголовное преследование по уголовным делам, делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляется прокурором, следователем и дознавателем.

Однако главная, основная роль принадлежит органам прокуратуры – только прокурор может возбудить дело, а также с согласия прокурора дело может возбудить следователь или дознаватель. Только прокурор принимает решение о направлении дела в суд.

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры одновременно реализуют (выполняют) возложенные на них задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Преступления являются наиболее тяжкими посягательствами.

Деятельность прокуратуры в сфере уголовного производства включает в себя:

1) расследование преступлений

2) надзор за своевременным и качественным (полным) расследованием дела другими органами.

Деятельность по уголовному судопроизводству отличается определёнными особенностями, позволяющими выделить её в самостоятельную отрасль.

Особенности:

1) Наличие задач, отличающихся от задач других отраслей

Задачи прокурорского надзора за расследованием преступлений (ст.6 УПК):

ש задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством в целом

ש защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений

ש защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения,

ограничения прав и свобод

2) Особый предмет надзора

Предмет надзора – это деятельность поднадзорных субъектов по соблюдению ими конституции, исполнению законов.

Особый предмет надзора: эти действия осуществляются органами, занимающимися особым видом деятельности (оперативно-розыскной деятельностью и расследованием преступлений). Эта деятельность специфична и осуществляется в строго процессуальных рамках.

К числу поднадзорных субъектов относится 3 категории:

1) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность:

- органы внутренних дел

- органы ФСБ

2) органы, осуществляющие дознание:

- органы внутренних дел

- таможенные органы

- органы ФСБ

- командиры воинских частей и др. (перечислены в УПК).

3) органы, осуществляющие предварительное следствие:

- органы внутренних дел

- прокурорские органы

- органы ФСБ.

Понятие предмета надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие:

Предмет (определён в ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ») – это

ü соблюдение прав и свобод человека и гражданина

ü соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений

о совершённых преступлениях

ü соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий

ü соблюдение установленного порядка проведения расследования

ü законность принимаемых органами расследования решений.

Т.е. в предмет прокурорского надзора входят:

1) оперативно-розыскные мероприятия

2) действия, предшествующие возбуждению уголовного дела (проверка заявлений и сообщений о совершении преступлений)

3) уголовно-процессуальные действия по расследованию преступлений (в том числе – акты, выносимые органами расследования)

4) действия других участников процесса.

3) В уголовном судопроизводстве прокурор является полноправным участником процесса

Уголовно-процессуальным законом (УПК) подробно регламентированы:

ü действия органов расследования, поднадзорных прокурору, а также

ü действия самого прокурора.

Прокурор в надзоре за расследованием преступлений наделён большим объёмом властно-распорядительных полномочий.

Властными полномочиями являются:

- полномочия по выявлению нарушений закона и

- полномочия по реагированию на выявленные нарушения закона.

Своим постановлением прокурор может отменить любое незаконное постановление следователя или дознавателя. По любым вопросам прокурором могут быть даны указания прокурора, обязательные для исполнения.

Почти любое дело (исходя из обстоятельств дела, его сложности) прокурор может принять к своему производству.

Прокурор осуществляет принципиальное руководство расследованием.

На любом этапе расследования прокурор может проверить полноту расследования, а также дать соответствующие указания об изменении направления проводимого расследования.

4) Определённые особенности имеют правовые средства реагирования, применяемые прокурором

Реагирование прокурора необходимо не только в случаях выявления прокурором нарушений закона, но (в ряде случаев) и для осуществления следственных действий, для принятия решений следователем или дознавателем. Многие действия и решения следователя и дознавателя нуждаются в одобрении их прокурором.

Особенность состоит в том, что надзор осуществляется на всех этапах расследования, начиная с момента поступления заявления или сообщения о преступлении до заключительного этапа расследования (отправления дела в суд или прекращения дела).

Исходя из этого, надзор за расследованием распадается на определённые участки:

1) надзор за законностью при приёме, регистрации разрешении заявлений и сообщений о преступлениях (это доследственная проверка)

2) надзор за законностью задержания лица по подозрению в совершении уголовного преступления

3) надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого

4) надзор за законностью избрания мер пресечения

5) надзор за законностью приостановления уголовного дела

6) надзор за законностью прекращения уголовного дела

7) надзор за законностью при направлении дела в суд и утверждении обвинительного заключения.

К числу актов, регулирующих осуществление прокурорского надзора за расследованием, относятся:

1) УПК РФ

2) закон «Об оперативно-розыскной деятельности»

3) закон «О частной охраной деятельности»

4) закон «О психиатрической помощи»

5) закон «О милиции» и др.

Приказы и указания генерального прокурора:

1) Указ № 7 от 20 февраля 2002 года «Об организации исполнения ФЗ «О введении в действие УПК РФ» и переходе органов прокуратуры на новые условия уголовного судопроизводства»

2) Приказ № 31 от 18 июля 1997 года «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»

3) Приказ № 3 от 10 ноября 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершённых и приготовляемых преступлениях»

4) Приказ № 39 от 5 июня 2002 года «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»

5) Приказ № 56 от 25 апреля 2000 года «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».







Сейчас читают про: