Система ценообразования

Система ценообразования в нефтяном секторе, как и в любой добывающей отрасли, основана на существовании категории ренты. Рента – в общем случае это постоянный регулярный доход, получаемый с капитала, земли, имущества, через строго заданные промежутки времени.

При эксплуатации любого природоресурсного объекта, будь то земля, лес, вода, недра и т.п., неизбежно возникает природная рента, являющаяся частью цены реализации соответствующего продукта природопользования. В классической экономической теории установлены принципы и условия образования природной ренты, основными из которых являются:

- неоднородность объектов недропользования, то есть наличие лучших из множества участков недр (месторождений), на которых добывается один вид полезных ископаемых;
- ограниченность лучших участков недр, их недостаточность для удовлетворения потребностей в данном виде минерального сырья, что вызывает необходимость эксплуатации худших участков;

- появление дополнительной прибыли у собственников лучших участков недр вследствие высокой себестоимости добычи единицы минерального сырья на худших месторождениях.

Поскольку нефть является международным товаром и ее цена регулируется на мировых нефтяных биржах, возникло понятие «мирового замыкающего месторождения» и соответствующей цены.

С одной стороны, замыкающая цена отражает себестоимость добычи нефти на худших месторождениях в странах, являющихся основными ее потребителями - сегодня это государства Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай, Корея, Индия и др. С другой стороны, она отражает динамику спроса и предложения на мировых рынках, зависящую от политической конъюнктуры, локальных военных действий, экономических санкций, от договорной политики стран ОПЕК и многого другого.

Но так или иначе мировая цена одного барреля нефти предопределяет сумму мировой ренты, которая распределяется между странами-экспортерами нефти. Эту мировую ренту лучше называть ценовой рентой, так как ее величина определяется разностью мировой и внутригосударственных цена на товарную нефть.


Выбор худшего месторождения и соответствующей рыночной «замыкающей» цены, является, особенно в России, весьма сложной и неопределенной задачей. При всей простоте экономической трактовки ренты возникают многочисленные нюансы, связанные как с выбором худшего месторождения, так и с определением себестоимости (текущих эксплуатационных затрат и капитальных вложений) и размера нормальной прибыли.

Влияет на размер дифференциальной ренты также степень удаленности от основных регионов потребления.

До сравнительно недавнего времени мировой рынок нефти был рынком продавца и вследствие этого цена на нефть определялась исходя из издержек производства на худших месторождениях, эксплуатация которых необходима для удовлетворения спроса, т.е. по принципу: затраты плюс прибыль (cost +).

В дальнейшем по мере превращения рынка нефти из рынка продавца в рынок покупателя, изменились и принципы ценообразования. Цена нефти стала строиться по принципу «netback», т.е. цены «обратного счета»: из цены нефтепродуктов исключаются затраты на переработку и транспортировку нефти до нефтеперерабатывающего завода, затраты на страхование, а также другие затраты, связанные со стадиями транспортировки и переработки. Подобный способ ценообразования позволял увязывать цены взаимозаменяемых энергоносителей (угля, газа, мазута).

На современном этапе цены определяются на биржах из соотношения спроса и предложения, а также с учетом множества других факторов (политических, финансовых, технологических, состояния запасов нефти и др.). На нефтяные цены могут воздействовать даже состояние погоды (например, холодные и теплые зимы), соотношения цен на валюту, золото и др. Цены определяются на трех основных биржах (Нью-Йоркской, Лондонской, Сингапурской).

Первоначально маркерным (эталонным) сортом в международной торговле была американская (теперь Западно-Техасская) нефть, поскольку США были основным экспортером, на рынке работали в основном американские компании, и формула ценообразования была привязана к ценам в районе Мексиканского залива.

С наращиванием объемов добычи в регионе Ближнего Востока одним из международных сортов стала легкая аравийская нефть из крупнейшего в мире месторождения Гавар в Саудовской Аравии. В период 1973—1986 гг. значение Западно-Техасской нефти снизилось, а легкой аравийской возросло. В тот период ценообразование было привязано к цене легкой аравийской нефти (Рас-Танура).

В настоящее время имеются три основных маркерных сорта нефти, соответствующие трем основным биржам: на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) основным сортом является Западно-Техасская нефть (WTI); на Лондонской нефтяной бирже (IPE) нефть сорта «Брент» (Brent); на Сингапурской международной товарной бирже (SIMEX) — ближневосточная нефть сорта Дубай (Dubai). При установлении цен производится дифференциация в зависимости от качества нефти и ее местоположения по отношению к потребителям.

1.5 ЧЕТЫРЕ ЭТАПА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ:

1) ОДНОБАЗОВАЯ СИСТЕМА ЦЕН (40-е годы), когда цена определялась по принципу cost + по формуле: цена нефти Мексиканского залива США плюс действующие фрахтовые ставки от этого побережья до пункта доставки товара. Это была система ценообразования, выработанная Международным нефтяным картелем (МНК), который доминировал на мировом рынке до начала 70-х годов прошлого века

2) ДВУХБАЗОВАЯ СИСТЕМА ЦЕН (50—60-е годы, начало 70-х годов) — с 1947 г. МНК признал Персидский залив в качестве второй базы для расчета цен, приравняв цены в районе Мексиканского залива к ценам в районе Персидского залива. Стала действовать двухбазовая система цен, при которой цена к западу от нейтральной точки рассчитывалась как цена в районе Мексиканского залива плюс фрахт из этого региона в пункт назначения, а к востоку от нейтральной точки - как цена в районе Мексиканского залива плюс фрахт из района Персидского залива в пункт назначения.

Можно сказать, что в этот период процесс ценообразования прочно принадлежал США, поскольку 50% мировой добычи нефти обеспечивали США (40% - штат Техас). Историческая роль США закончилась в 1971 г., когда спрос уже не мог быть обеспечен за счет возможностей добычи в США.

3) СИСТЕМА ОФИЦИАЛЬНЫХ ОТПУСКНЫХ ЦЕН ПО ПРИНЦИПУ NETBACK — справочные цены ОПЕК (1973—1986 гг.);

4) систем а биржевых цен (с 1986 г. до настоящего времени).

На биржах торги осуществляются «голосовым» способом (open outcry), однако в последние годы активно используются электронные системы и современные информационные технологии. Стандартный лот в торгах составляет 1000 баррелей, минимальный шаг изменения цены - 1 цент, цены исчисляются в долларах и центах. На NYMEX фьючерсы торгуются с ежемесячным интервалом на 30 и более месяцев, на IPE представлены контракты на 12 последовательных месяцев, затем с интервалом в 3 месяца с максимальным сроком исполнения через 24 месяца и 6-месячным интервалом на срок до трех лет. Виртуальный объем торгов на бирже (торговля т.н. «бумажной» нефтью) на два порядка превышает объем физических поставок нефти. К достоинствам биржевого ценообразования следует отнести относительную прозрачность рынка и высокую ликвидность. Одной из основных целей биржевого рынка декларируется создание эффективных элементов страхования рисков (хеджирование).

Начиная с 70-х годов происходит трансформация механизмов функционирования нефтяного рынка. В рамках монопольной структуры его организации доминирующими видами сделок на нем были долгосрочные контракты, которые обеспечивали минимизацию рисков поставки за счет привязки отдельных поставщиков и потребителей друг к другу. Такие контракты соответствовали интересам покупателей и продавцов в условиях существовавших до начала 70-х годов сравнительно стабильных текущих цен на нефть (что обеспечивало минимизацию ценовых рисков), устойчивого опережающего роста спроса на жидкое топливо. В это время ценообразование на нефть определялось странами - членами ОПЕК.

Однако в условиях интенсивных колебаний (или скачков) цен и появления избытка предложения рынок продавцов превратился в рынок покупателей, которые в рамках долгосрочных контрактов вынуждены были брать на себя дополнительные ценовые риски. Снижение риска поставки обеспечивалось созданием разветвленной инфраструктуры рынка (сетью терминалов, трубопроводов и коммерческих запасов жидкого топлива по всему миру) в условиях расширения географии добычи углеводородов, что гарантировало как производителям, так и потребителям возможность выбора контрагентов, то есть реализацию принципа множественности покупателей и поставщиков. Поэтому наряду с долгосрочными и среднесрочными контрактами стал активно развиваться рынок контрактов краткосрочных, в том числе наличного товара - немедленной (спот) и отсроченной (форвард) поставки.

В результате стало возможным формирование фьючерского рынка, то есть рынка нефтяных контрактов со всеми атрибутами рынка ценных бумаг и с возможностью не только спекулятивной игры на котировках цен на нефть, но и использования механизмов хеджирования (страхования ценовых рисков). Таким образом, в рамках новой конкурентной организации нефтяного рынка поставщики и покупатели получили возможность уравновесить (сбалансировать) свои интересы за счет минимизации рисков поставки.

Фьючерсный рынок на мировом рынке нефти сформировался во второй половине 80-х годов и с тех пор активно развивается.

В настоящее время ценообразование на нефтяном рынке определяется мощными рыночными силами, а именно, финансовыми институтами, фондами и т.п., накопившими большой объем фьючерсов на нефть.

Таким образом, на мировом рынке нефти произошел объективно обусловленный переход от монопольной его организации к конкурентной.

Цена "корзины" ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти, добываемой странами картеля: Saharan Blend (Алжир), Girassol (Ангола), Oriente (Эквадор), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait Export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и BCF 17 (Венесуэла).

1.6 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ЦЕН НА НЕФТЬ

В период от окончания Второй мировой войны до начала 70-х годов мировая цена на нефть находилась на уровне 2,5-3,5 долл/барр. Это был период «дешевой нефти», когда быстро стала наращиваться добыча в странах Персидского залива, строились гигантские супертанкеры, которые затем курсировали от берегов Красного моря и Персидского залива в США, западноевропейские страны и Японию.

Ситуация на мировом рынке нефти стала меняться после октября 1973 г., когда разразилась египетско-израильская война, более известная под названием «йом киппур» (война Судного дня). В этот период арабские страны - члены организации ОПЕК объявили эмбарго странам, поддержавшим Израиль (США, страны Европы и др.) и резко уменьшили поставки нефти в основные нефтепотребляющие страны.

Наступил первый нефтяной кризис в мире.

В период нефтяного кризиса 1973-74 гг. цена нефти достигла $28-30 за баррель. Десятикратное повышение цен на нефть, вызванное арабским нефтяным эмбарго, привело к коренным переменам во всех сферах мировой экономики. Повышение цен на нефть повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг.

В этот период арабские страны - члены ОПЕК получали максимальные доходы от продажи нефти; доля ОПЕК в мировой добыче нефти достигла к этому моменту максимального уровня.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 70-е гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,4 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд. Суммарные доходы стран-экспортеров выросли с $23 млрд в 1972 году до $140 млрд в 1978 году.

У них образовались огромные финансовые активы, что вызывало серьезную тревогу у международных банкиров и у экономических стратегов: неизрасходованные десятки миллиардов долларов, лежавшие без движения на счетах, могли означать перекосы в мировой экономике.

Однако беспокойство оказалось излишним. Нефтяные экспортеры, внезапно разбогатев, встали на путь бешеного расходования накопленных средств.

Страны - члены ОПЕК, особенно арабские, сделали огромные вливания нефтедолларов в экономику своих стран:

- сумели обеспечить рост нефтяного хозяйства,

- вложили средства в развитие производственной и социальной инфраструктуры,

- создание базовых отраслей (металлургия, электроэнергетика),

- стали углублять переработку нефти (развитие нефтепереработки и нефтехимии),

- стали использовать попутный нефтяной газ как топливо и нефтехимическое сырье,

- началось производство сжиженного природного газа;

- была создана мощная банковская система,

- получил распространение туризм.

Свободные средства стали вкладываться в отрасли по переработке нефти в развитых странах, обеспечивая тем самым устойчивый спрос.

Закупались предметы роскоши; в огромный бизнес превратились закупки вооружений.

Для развитых стран индустриального Запада внезапный скачок цен на нефть означал глубокие перемены - начался глубокий экономический спад: в США, Японии, странах Европы уменьшение валового национального продукта, увеличение безработица вдвое. Произошел резкий скачок инфляции.

После эмбарго 1973года американцы начали поиски партнера на Ближнем Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР.

Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главной причиной послужили революция в Иране, и к 1981 г. цена на нефть достигла $40 - 45 за баррель.

Для западных стран пришлось вводить жесткие меры по ограничению использования энергоресурсов. Основные потребители (США, европейские страны, Япония) ответили на действия ОПЕК разработкой энергосберегающих технологий:

Прежде всего это коснулось разработки экономичных моделей автомобилей. Даже американцы постепенно стали отказываться от своих любимых лимузинов и переходить на более экономичные модели собственного производства, а также на импортные машины из Европы и Японии.

Модернизация затронула все виды транспорта, использующего двигатели внутреннего сгорания, турбореактивные, газотурбинные и другие типы двигателей. Усовершенствовались конструкции установок сжигания топлива, системы теплопередачи, разрабатывались новые энергоэкономичные технологии.

Результатом этих усилий явилось существенное снижение потребления энергоресурсов, снизилась энергонасыщенность ВВП (доля затрат на потребляемые энергоресурсы в составе валового внутреннего продукта). Как следствие, в развитых странах уменьшилось потребление нефти на единицу ВВП.

В дальнейшем активное развитие программ энергосбережения в западных странах, разногласия между членами ОПЕК, а также рост увеличения добычи нефти странами, не являющимися членами ОПЕК, в первую очередь, СССР, привели к снижению нефтяных цен. Рынок стал переполняться нефтью и в 1986 г. произошел обвал цен (падение почти в 2 раза). В этом случае выход только один - сократить уровень добычи нефти странами-экспортерами, что регулируется установлением квот.

С 1982 г. на своих ежегодных заседаниях ОПЕК стала устанавливать ограничения на объемы добываемой нефти (квоты). Целью этого механизма было поддержание стабильно высоких цен.

Механизм регулирования цен странами ОПЕК – когда цены по тем или иным причинам снижаются, ОПЕК, чтобы поддержать их на более высоком уровне, принимает решение о понижении уровня добычи и устанавливают квоту по добыче каждой из стран-участниц ОПЕК.

Однако практически все страны и во все годы в период 80-90-х годов нарушали совместно принятые соглашения о квотах. Это вполне понятно, т.к. квотирование означает уменьшение выручки, а для большинства нефтедобывающих стран нефтедоллары - основной источник доходов бюджета.

90-е годы - это цепь непрерывных колебаний мировых цен на нефть, причем в 1996 г. и 1997 г. цена держалась на уровне 19-20 долл./барр.

В октябре 1997 г. странами - членами ОПЕК было принято историческое решение о повышении квот. Мотивировка была простая: раз члены ОПЕК не соблюдают квоты и постоянно их нарушают, то чтобы не обманывать себя и других, квоты для них будут установлены на уровне фактически достигнутой среднесуточной добычи. Последствия этого решения начались сразу же после его опубликования. Хотя за этот промежуток времени на мировой рынок не поступило ни барреля дополнительной нефти, только лишь сообщение об увеличении квот снизило цены фьючерских контрактов. Далее события приняли лавинообразный характер. За период с октября 1997 г. по июнь-июль 1998 г. мировая цена на нефть снизилась почти в 2 раза - с 18-20 долл/барр. до 10-12 долл/барр. Нефтяная катастрофа того времени сравнима, по мнению многих экспертов, с нефтяными кризисами 70-х и середины 80-х годов.

Падение цен на нефть чревато серьезными последствиями для мировой экономики. Кроме ухудшения платежных балансов нефтедобывающих стран, падение цен на нефть влечет за собой отток инвесторов из нефтяной отрасли. Крупные нефтяные проекты, рассчитанные при цене нефти на уровне 18-20 долл/барр., при цене 10-12 долл/барр. выходят либо на нулевую рентабельность, либо становятся убыточными.

Для большинства развитых стран падение цен на нефть не имеет таких катастрофических последствий, как для экспортеров сырья, включая Россию.

Снижение мировых цен на нефть в сочетании с финансовым кризисом в странах Юго- Восточной Азии особенно болезненно сказалось на экономике России, вызвало снижение доходов бюджета от экспорта и падение внутреннего спроса.

Для России точка безубыточности нефтяной отрасли составляла при ценах на нефть порядка 13-14 долл/барр. Поэтому падение цен до 10-11 долл./барр. (а для сорта Urals до 9 долл./барр.) нанесло в то время чувствительный удар российскому нефтяному экспорту, дававшему более 20% всех валютных поступлений. По оценкам Минтопэнерго РФ в 1998 г. потери бюджета от падения цен на нефть составили свыше 12 млрд руб. (порядка 2 млрд долл.).

Общие финансовые потери нефтедобывающих стран Персидского залива в результате падения цен составили 2 млрд долл. в месяц.

В марте 1999 г. ОПЕК смогла реально снизить общую квоту добычи нефти на 1,7 млн баррелей в сутки (85 млн т в год), что стало решающим фактором роста цен до $22-25 за баррель в начале 2000 г.

В последующем странами - членами ОПЕК был выработан эффективный с их точки зрения механизм удержания цен в установленном оптимальном коридоре 22-28 долл/барр:

- Если цены в течение 20 дней держатся на уровне более чем 28 долл./барр., то практически автоматом принимается решение об увеличении квот на 500 тыс. барр/сутки.

- Если же цена снижается ниже планки и держится на этом уровне 10 дней, то квоты уменьшаются на 500 тыс. барр./сутки, причем если принятая мера не дает заметного эффекта, то следует следующее понижение квот еще на 500 тыс барр./сутки. Правда ОПЕК пользуется этим механизмом в «нормальной» ситуации. В случае возникновения кризисной ситуации организация может принимать более жесткие меры.

В начале XXI века цена за баррель нефти стала расти:

2000 г. – $28,

2004 г. – $38,

2006 г. – $80,

2007 г. – $100,

2008 г. - $145.

Очередной обвал цен произошел в 2008 г. – в июне баррель нефти стоил $145, в октябре - $75, в декабре – менее $40. Причина – мировой финансово-экономический кризис, общий спад производства, падение спроса на нефть.

В середине декабря 2008 г. ОПЕК приняла решение сократить уровень добычи на 2,7 млн баррелей в день, что приостановило дальнейшее снижение цен.

2009 г. - $50 за баррель,

2010 г. - $77,

2011 г. - $107,

2012 г. - $125 (март) - $100 (май) - $109 (август)

По оценкам экспертов, данным летом 2012 г., цены на нефть в 2012 г. скорее всего не опустятся ниже 80-90 долл./барр.

При этом важной "развилкой" для цен на нефть было 17 июня 2012г., когда в Греции состоялись повторные выборы в парламент, от которых во многом зависела целостность еврозоны. Поскольку выход греков из валютного блока мог бы усилить давление на нефть и может скинуть цены до 80-90 долл./барр. марки Brent.

Также к умеренному росту котировок привело эмбарго ЕС на поставки иранской нефти с 1 июля 2012г.

С 1 июля ввоз сырой нефти из Ирана на территорию стран-участниц ЕС запрещен полностью. Также европейским компаниям запрещено страховать поставки иранской нефти.

Как известно, США, Израиль и страны Евросоюза подозревают Иран в попытках создать ядерное оружие. Иранское правительство заявляет, что ядерная программа носит исключительно мирный характер и направлена на обеспечение страны электроэнергией. Едва ли не единственным, кто поддерживает Иран в конфликте с ЕС и другими странами, остается Президент Венесуэлы Уго Чавес.

Убедить Иран отказаться от обогащения урана пробует и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), но безуспешно. 8 июня МАГАТЭ заявило, что очередной круг переговоров с Ираном на тему его ядерной программы не привел к договоренности о широких возможностях инспектирования иранских ядерных объектов. В начале июня миссии США в МАГАТЭ сообщили, что Иран обладает запасами низкообогащенного урана, которых достаточно для создания нескольких ядерных бомб. Кроме того, последний квартальный отчет МАГАТЭ свидетельствует о том, что Тегеран по-прежнему отказывается предоставлять всю информацию о своей ядерной программе.

Иран - второй крупнейший производитель нефти среди стран ОПЕК после Саудовской Аравии. В 2010 г. Иран находился на третьем месте в мире по объемам экспорта нефти после Саудовской Аравии и России. Крупнейшим же потребителем иранского "черного золота" является Китай, закупающий 20% нефти республики. По информации ОПЕК, общая стоимость годового экспорта иранской нефти составляет 71,6 млрд долл.

В I квартале с.г. Япония, Южная Корея и Китай сократили закупки иранской нефти на 22%. В апреле Токио урезал поставки из Ирана на 77% по сравнению с прошлым годом до 78 тыс. баррелей в день. Индия планирует уменьшить поставки до 14 млн тонн в 2012 г.

По словам Президента Ирана, страна сможет спокойно существовать в условиях полного запрета на продажу нефти на протяжении двух-трех лет. Чтобы избежать санкций ЕС, Иран собирается частично приватизировать нефтяной сектор страны. Сейчас государство обладает монополией на экспорт нефти, однако планируется довести долю частного экспорта до 20%.


По оценкам управляющего портфелями ЦБ УК "Солид Менеджмент" Георгия Ельцова, в ближайший год стоимость барреля может снизиться и до уровня 50-60 долл.

К такому развитию событий может привести:

- снижение спроса за счет замедления мировой экономики,

- постепенная переориентация на возобновляемые источники энергии,

- увеличение потенциального предложения за счет открытия новых месторождений и альтернативных источников углеводородов, таких как сланцевый газ и нефть.

Также известны намерения Саудовской Аравии "уронить" цены на нефть до 60-70 долл./барр. с целью ослабить Иран и Ирак. В числе факторов, способных удерживать цены на нефть от серьезного падения, он называет неопределенную ситуацию вокруг ядерной программы Ирана и вероятность международного военного вмешательства в сирийский конфликт.


Как отмечает аналитик ВТБ 24 Станислав Клещев, после 20-процентного падения цен на нефть за последние два летних месяца они пришли к комфортным диапазонам для нефтяных монархий Персидского залива. Также уровень цен 90-100 долл./барр. можно назвать сбалансированным с точки зрения интересов как производителей, так и как потребителей, считает эксперт. Например, произошедшее падение цен на нефть привело к снижению розничных цен на бензин в тех же США на 8%, опустившись ниже психологически важной для потребителя отметки 4 долл./галлон. При этом эксперт отметил, что цены на бензин в России редко следуют за ценами на нефть в случае снижения последних, поэтому рассчитывать на понижение цен на автобензин в России не стоит.


Некоторые эксперты предрекали дальнейший стабильный рост котировкам. В частности, на волне военных действий в Персидском заливе она могла увеличиться до 150-300 долл.


В России, где более половины бюджета зависит от нефтегазовых доходов, также надеялись на лучшее. По словам президента РФ В.Путина, в бюджете РФ текущего года первоначально были заложены доходы из расчета цены на нефть 100 долл./барр., затем - из расчета 115 долл./барр. "Однако все, что свыше 100 долл., направляется в резервный фонд", - сказал он. В расчетах на 2013г. закладывается цена 97 долл./барр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: