Виды бухгалтерского учета. Формы внеурочной воспитательной работы классного руководителя

Формы внеурочной воспитательной работы классного руководителя.

Планирование воспитательной работы классного руководителя.

Диагностика в работе классного руководителя.

Технология деятельности классного руководителя.

Специфика работы классного руководителя, его основные функции и обязанности.

В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: «Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство». В самом деле: доплата за классное руководство, как правило, составляет 20% учительского оклада, а работа поглощает порой все свободное (и несвободное) время учителя. Классный руководитель не знает ни каникул, ни выходных, ни праздников, ни отпуска. Но так ли это неизбежно? Опыт показывает, что чаще такое положение – следствие неумелой организации работы классного руководителя.

Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою ис­торию. До 1917 г. в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспита­ние учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была уч­реждена также должность помощника классного наставника, или клас­сного надзирателя, который следил за поведением учащихся в клас­се и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах).

В своеобразной форме этот институт существует также и в со­временных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, напри­мер, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия.

Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50-80-е годы 20 века. Именно в этот период такие ученые, как Н. И. Болдырев, А. И. Дулов, И. А. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства.

Выдержки из документа «Должностная инструкция классного руководителя»:

· Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа основных сотрудников школы, имеющих среднее специальное или высшее образование.

· Обязанности, предусмотренные данной инструкцией, выполняются в дополнение к обязанностям по основной должности как в порядке совмещения, так и в дополнительное время с доплатой в размере 20% тарифной ставки из расчета 6 часов воспитательной работы в неделю.

· Классный руководитель подчиняется директору школы. Текущее руководство его работой осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Задачи деятельности классногоруководителя:

– формирование и развитие коллектива класса;

– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

– формирование здорового образа жизни;

– защита прав и интересов обучающихся;

– гуманизация отношений между обучающимися в классе, между обучающимися и педагогическими работниками;

– формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

– организация социально значимой, творческой деятельности.

Направления работы классного руководителя составляют:

– воспитание в процессе обучения;

– внеклассная воспитательная деятельность в школе;

– внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

Основные функции классного руководителя:

Организационно-координирующая функция включает: обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; установление контактов с родителями учащихся, оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога); взаимодействие с педагогическими работниками и учебно-вспомогательным персоналом ОУ; организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся; организация воспитательной работы с учащимися; стимулирование и учет разнообразной деятельности учащихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом; ведение документации (классный журнал, план работы).

Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педаго­гического влияния на развитие личностных качеств учащихся: сти­мулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-по­знавательной активности, нравственное и эстетическое формиро­вание, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении [И. Ф. Харламов, с. 488].

Диагностическая функция включает: углубленное изучение личности такими методами диагностики как – наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, социометрия (теория измерения межличностных отношений. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах).

Контролирующая функция включает: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью занятий; анализ, учет, оценка результата воспитания; стимулирование самоконтроля.

Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем ряда возложенных на него обязан­ностей. К ним относятся:

а) всестороннее изучение учащихся;

б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;

в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, кон­троль за их домашней работой, а также регулирование объема до­машних заданий;

г) периодическое проведение ученических собраний в классе;

д) вовлечение учащихся в кружковую работу;

е) организация общественно полезного труда;

ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношес­ких организаций и объединений [И. Ф. Харламов, с. 488].

Процесс воспитания педагогическая наука предлагает организовывать как технологический. Важно, чтобы работа классного руководителя в школе не была исключительно ситуативной, бессистемной, когда он только реагирует на текущие события, происходящие в классе. Поэтому методисты предлагают цикл воспитательной работы классного руководителя, который представляет собой комплекс, набор следующих действий, этапов работы.

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).

2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.

3. Планирование воспитательной работы – составление плана, оперативного документа для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.

4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, родительских собраний и пр.

5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников. Наблюдение, опросы и другие методы позволяют судить о результатах и ставить новые задачи, а также о собственной профессиональной компетенции и личностном росте классного руководителя.

Этот цикл может быть назван технологическим циклом воспитательной работы и сведен для удобства к четырем этапам:

1) диагностика;

2) планирование;

3) реализация плана;

4) анализ результатов.

Диагностика в работе классного руководителя – это комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом. Основное назначение диагностики состоит в выявлении проблем в развитии, обучении, воспитании школьников, в формулировке задач и планировании работы с классом.

Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, интересы, отношения, ценности, Я-концепция, наконец, поведение, поступки учащегося. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, воспитателю: наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, анализ документов и работ учащихся и др.

Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения – какие именно качества и особенности изучать, а также длительность изучения и способы записи результатов. Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Анкеты, беседы и другие опросные методыдают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в группе, так и для обнаружения личностных качеств.

Тест стандартизованное испытание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности. Педагог, как правило, пользуется при тестировании помощью психолога, но некоторые методики может использовать самостоятельно, например методику незаконченного предложения, рассказа; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.

Диагностическая карта класса документ, организующий получение, хранение и использование информации об учениках.Онапредставляет собой таблицу со столбцами и линейками, на пересечении столбцов и линеек заносят данные о каждом ученике в сокращенном и/или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной и одновременно удобной для обозрения и анализа: по горизонтали – все об одном ученике, по вертикали – состояние класса по одному показателю.

В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. Получение данных требует комплекса методов, это разовый письменный опрос, беседы, анализ документов и работ учеников, наблюдение, социометрия, проективные методики и анкеты. Данные используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности

3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

4. Любые результаты исследования должны служить не во вред, а во благо.

5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Планирование – процесс определения воспитательных задач классного руководителя и средств их решения. Обозначив конкретные проблемы-задачи в работе с классом, педагог составляет свою программу, план воспитательной работы это перечень задач и дел с группой и/или отдельными учениками, а также с учителями класса и родителями на определенный период времени (от четверти до года).

Состав и структуру плана определяет педагог. Методисты рекомендуют внести такие разделы в план работы классного руководителя:

– демографическая и психолого-педагогическая характеристика класса;

– план-сетка на полугодие по направлениям работы и календарным
срокам, где указаны конкретные дела с классом;

– работа с учителями и родителями;

– индивидуальная работа с трудными учениками.

Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующие источники планирования воспитательной работы:

• государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;

• педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования;

• план учебно-воспитательной работы школы;

• данные диагностики учащихся;

• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников класса;

• текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.

К составлению плана могут привлекаться родители и ученики. Учитель должен идти навстречу желаниям учеников и помнить вместе с тем о своих задачах – обеспечивать развитие и воспитание детей.

В школьной практике известны два основных вида плана: перспективный и календарный.

Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (умственное, экономическое, политическое, нравственное, правовое и т.д. воспитание), указаны сроки, ответственные участники дел.

Чаще всего в практике воспитательной работы школы используется календарный план-сетка. Он удобен для повседневной работы, но не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей. В практике воспитателей апробирована идея перспективно-календарного планирования,в которой могут быть реализованы достоинства и того, и другого планов [Л. И. Маленкова].

Методика планирования. Первый шаг классного руководителя – это определение порядка и сроков действий по разработке плана. Чтобы деятельность классного руководителя и других участни­ков планирования была целенаправлен­ной, упорядоченной и эффективной, не­обходимо спланировать совместную дея­тельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Процессы плани­рования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно.

Второй шаг в деятельности по плани­рованию воспитательного процесса в классе – это анализ воспитательной рабо­ты за прошедший учебный год.В современной практике классного ру­ководства наблюдается несколько подхо­дов к проведению анализа воспитатель­ной работы, например:

– описательный (описывают­ся и анализируются события по принципу «что вижу, то пою»);

– полярно-оценочный (анализируются положительные и отрицательные моменты);

– проблемный (выделение и анализ проблем и противоречий педагогическо­го процесса);

– сис­темный (анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств);

– личностно ориентированный (ак­цент в анализе дела­ется на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивиду­альных особенностей школьников; личностные достижения учащихся и пр.).

Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана вос­питательной работы – это моделирование педагогом образа класса и процесса воспи­тания в нем. Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщест­ва.

Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы – это коллектив­ное планирование. В коллективном плани­ровании жизнедеятельности класса участ­вует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а так­же родители и друзья классного сообще­ства.

Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию являют­ся уточнение, корректирование педагогиче­ского замысла и оформление плана воспи­тательной работы.

Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [Е. В. Титова].

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Перечис­лить все формы воспитательной работы просто невозмож­но. Каждая форма не повто­ряет другую, а лишь может быть похожа на нее.

По количеству участников формы могут быть:

• индивидуальные (воспитатель – воспитанник);

• групповые (воспитатель – группа детей);

• массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

Индивидуальные формы, пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, вы­полнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Перед педагогами в ин­дивидуальных формах работы стоит одна из важнейших за­дач – разгадать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру.

К групповым формам работы можно отнести творческие группы, органы самоуправления, микрокруж­ки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой уча­стник либо как организатор. В отличие от коллективных форм, влияние его на детей более заметно, на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей.

К коллективным формам работы педагогов со школьни­ками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выпол­нять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на де­тей личным примером; участника-новичка, воздействующе­го на школьников личным примером овладения опытом бо­лее знающих людей; советчика, помощника детей.

Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классифика­ция форм воспитательной работы.Она считает, что можно говорить о трех основных типах форм воспитательной рабо­ты: мероприятия, дела, игры. Они различаются по призна­кам: целевой направленности, позиции участников воспи­тательного процесса, объективных воспитательных возмож­ностей.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в кол­лективе, организуемые для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные призна­ки такого типа форм – это созерцательно-ис­полнительская позиция детей и организаторская роль взрос­лых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют, то это и есть мероприятие.

Дела – это общая рабо­та, важные события, осуществляемые и организуемые чле­нами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе самим себе.

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, це­ленаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматри­вает 6 стадий [И. П. Иванов].

Первая стадия – предварительная работа. Педагоги устанавливают место предстоящего КТД в воспитатель­ной работе, планируемой на новый период с данным кол­лективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть пред­ложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов через детей, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, оп­ределяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия – коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): Что луч­ше сделать? С кем вместе? Для кого? Когда? Взрослые – равноправные участники диалога с детьми. Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые вариан­ты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «за­дачи на размышление». Завершается поиск выбором сове­та дела.

Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руково­дящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его вы­полнение, возбуждая и поощряя инициативу каждого уча­стника. Возможна си­туация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в работу. Бывает так, что в самом начале не­которые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку нет еще умения преодолевать трудности. Пото­му велика роль взрослого, характер его воздействия на де­тей. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целе­направленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь доб­рым сюрпризом или заинтересовать секретным договором, оказать особое доверие ответственным поручением: «Толь­ко ты можешь это сделать».

Четвертая стадия – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный с учетом того, что наработано группа­ми (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыс­лов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участ­ников дела направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгла­дить неудачу.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные сто­роны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуще­ствляться и другими средствами – опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы.

Шестая стадия – ближайшее последействие КТД. На об­щем сборе, в анкете дети и взрослые высказывают предло­жения, делятся своими впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Из­вестно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы кол­лективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны. Намечается программа последовательных действий, определяются но­вые коллективные творческие дела.

Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать по­иск, побудить к творчеству без четко поставленной пробле­мы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми, при этом данная проблема высказывается школь­никами при создании специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она при­влекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколь­ко проблем и какие из них выбраны для решения, опреде­ляется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех, стадиях проведения коллективных творческих дел, это создание микроколлективов, групп, бригад для решения кон­кретной задачи или выполнения творческого задания. В за­висимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способнос­тей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является мозговой штурм, когда школьники в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе мозгового штурма мо­жет создаваться банк идей, т. е. набор возможных идей ре­шения проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выб­рать один или два-три. Выбор этих идей может осуществ­ляться с помощью голосования или естественным путем, т. е. участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное ре­шение.

Бухгалтерскому учету отводится основная роль в управлении предприятием. Рыночные отношения в стране ставят предприятия перед необходимостью обоснования каждого своего шага. Для этого руководство предприятия должно располагать объективной и полной информацией о фактических затратах, себестоимости выпускаемой продукции, полученной прибыли и других факторах, которые влияют на хозяйственные процессы и результаты деятельности предприятия. Для сбора и обработки такой информации на предприятии используют бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных операций с целью принятия правильных управленческих решений.

В современных условиях бухгалтерский учет по сути представлен тремя видами учета:

— финансовым;

— управленческим;

— налоговым.

Финансовый учет ориентирован на удовлетворение информацией внешних и внутренних пользователей для принятия ими соответствующих управленческих решений. Данные финансовой отчетности являются публичными для всех заинтересованных пользователей. Достоверность отчетности подтверждается аудиторским заключением.Финансовый учет строго регламентирован и осуществляется в соответствии с установленными стандартами.

Целью финансового учета является сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов.

Управленческий учет - это учет в целях обеспечения необходимой информацией внутренних пользователей для принятия оперативных управленческих решений, нормирования, планирования, контроля и анализа, а также выработки стратегии развития предприятия. Обслуживая аппарат управления фирмы, он направлен на решение как ее текущих задач (производственный учет), так и стратегических целей (стратегический учет).

На основе данных управленческого учета принимаются управленческие решения о внедрении современной техники и технологии, применении новых форм организации труда, выявлении резервов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности.

В зависимости от выполняемых задач можно выделить три основных направления управленческого учета:

1) Учет затрат на производство и калькуляция себестоимости про­дукции (работ, услуг).

2) Учет финансовых результатов по центрам ответственности.

3) Дифференцированный учет для оценки конкретных моделей хозяйствования.

Необходимость обособления данных управленческого учета в самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или иные решения.

Налоговый учет предоставляет информацию особому кругу потребителей – контролирующим финансовым органам: налоговым инспекциям и налоговой полиции. Он призван правильно рассчитывать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов, их сумму и своевременно производить расчеты по ним с бюджетом. Информация представляется потребителям в виде налоговых деклараций и справок, составляемых по унифицированным форам. Информация о налоговом учете обычно закрыта.

Глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации, действующая с 1 января 2002 года, ввела понятие налоговый учет, которое не является новым для российской практики налогообложения. До вступления в действие данной главы Кодекса налоговая база по налогу на прибыль определялась по данным бухгалтерского учета с последующей корректировкой для целей налогообложения.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Данное определение содержится в статье 313 Налогового Кодекса Российской Федерации.

  1. Ресурсы предприятия, их круговорот как предмет бухгалтерского учета. Активы предприятия, их содержание и классификация. Капитал, его виды и содержание при разных формах собственности.

Ресурсы предприятия находятся в постоянном кругообороте, поскольку обеспечивают три взаимосвязанных процесса на предприятии: снабженческо-заготовительный, производственный и реализации.

Хозяйственный процесс состоит из определенных хозяйственных операций, которые подразделяются на 4 типа. Первый тип в этом кругообороте отражает движение только хозяйственных средств, второй тип – движение источников хозяйственных средств, третий тип – увеличивает как хозяйственные средства, так и их источники, а четвертый тип – уменьшает хозяйственные средства и их источники.

Имущество предприятия – классификация хозяйственных средств

Состав и размещение хозяйственных средств Источники образования и целевое назначение
Актив Пассив
I. Внеоборотные активы – средства, не участву-ющие в обороте предприятия, но способствующие ему 1) Нематериальные активы – это долгосрочные вложения, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями (изобретения, патенты, права пользования). 2) Основные средства – средства труда, сроком службы более 1 года, которые переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям, постепенно изнашиваясь (станки, здания, транспорт). 3) Долгосрочные финансовые вложения – инвестиции в развитие других организаций. II. Оборотные активы – средства труда и предметы труда, сроком службы менее 1 года, полностью передающие свою стоимость на изготовляемую продукцию. 1) Материальные запасы: а) сырьё и материалы; б) незавершенное производство; в) готовая продукция; г) товары. 2) Денежные средства: а) касса; б) расчётный счёт; в) ценные бумаги. 3) Средства в расчётах – это краткосрочные долги нашему предприятию: а) расчёты с покупателями – нам должны деньги (отгрузка по факту); б) расчёты с поставщиками – нам должны сырьё (предоплата); в) расчёты с дебиторами. Дебиторы – предприятия и организации, которые должны нашему предприятию за какие-либо услуги по нетоварным операциям; г) расчёты с подотчётными лицами – нам должны работники нашего предприятия услуги. 4) Отвлечённые средства – средства, изъятые из оборота предприятия навсегда или на длительное время: а) налоги, переплаченные в бюджет; б) займы своим работникам. III. Капитал и резервы – собственные средства предприятия 1) Уставный капитал – обязательный фонд, образованный учреждениями; его сумма оговаривается в уставе. 2) Добавочный капитал – сумма безвозмездно полученных ценностей, сумма дооценки внеоборотных активов, эмиссионный доход. 3) Резервный капитал – фонд, образованный за счёт отчислений от прибыли предприятия; его сумма оговаривается уставом и не может быть более 15 % уставного капитала. 4) Фонды специального назначения – образуются за счёт прибыли предприятия и строго используются по целевому назначению (необязательные фонды): а) фонд накопления; б) фонд потребления. 5) Резервы предстоящих расходов и платежей – образуются за счёт себестоимости продукции и используются строго по целевому назначению: а) резерв на оплату труда; б) резерв на ремонт основных средств; в) резерв на замену автошин. 6) Прибыль – разница между доходами и расходами предприятия. IV, V. Долгосрочные и краткосрочные обязательства – заёмные средства 1) Кредиты банка; 2) Расчёты с поставщиками – мы должны деньги (по факту); 3) Расчёты с покупателями – мы должны товар (предоплата); 4) Расчёты с кредиторами. Кредиторы – это предприятия и организации, которым мы должны по нетоварным операциям. 5) Обязательства: а) расчёты с бюджетом по налогам; б) расчёты с органами социального страхования; в) расчёты с работниками по оплате труда.

Все ресурсы предприятия можно классифицировать с двух сторон по составу и размещению (активы) и по источникам образования и целевому назначению (пассивы или капиталы).

Уставный капитал — это совокупность соизмеренных в денежном выражении вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) в имущество вновь создаваемой организации. Уставный капитал формируется у акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Уставный фонд — это имущество, закрепленное за государственной или муниципальной унитарной организацией.

Складочный капитал формируется у организаций, не имеющих устава, — товариществ.

Паевой фонд складывается из паевых взносов членов производственного кооператива

Законодательство связывает минимальный размер уставного капитала с минимальным размером оплаты труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: