double arrow

Учет банкротства предприятий

Учет нераспределенной прибыли или непокрытых убытков

По окончании отчетного года заключительными записями декабря сумма чистой прибыли (убытка), выявленная путем сопоставления оборота дебета и оборота кредита на счете 99 «Прибыли и убытки», переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается и по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, сальдо не имеет.

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Сумма чистого убытка отчетного года списывается:

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 99 «Прибыли и убытки».

Аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» организуется в разрезе: направлений использования средств нераспределенной прибыли организации; источников погашения убытков организации и т.д.

В следующем за отчетным году на основании решения общего собрания акционеров (участников) распределяется чистая прибыль. Она может быть направлена на выплату дивидендов акционерам и учредителям, на возмещение убытков предыдущих отчетных периодов и на другие цели.

В соответствии с законодательством РФ акционерные общества и организации с иностранным капиталом резервируют капитал за счет остающейся в распоряжении организации прибыли в установленных процентах от уставного капитала. Остальные организации формируют резервный капитал добровольно в соответствии с учредительными документами. Резервирование капитала особенно важно для обеспечения гарантий исполнения обязательств по правам требования кредиторов.

При формировании резервного капитала за счет чистой прибыли делается запись:

Д-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К-т 82 «Резервный капитал».

Для нормального функционирования хозяйствующих субъектов в рыночной экономике одним из условий является надлежащая организация бухгалтерского учета. Применение принципов бухгалтерского учета должно обеспечить достоверность и полноту финансовой информации заинтересованных пользователей.

Организация бухгалтерского учета на несостоятельном предприятии вызывает определенные трудности для всех участников процесса. Как известно, хозяйственный процесс на предприятии непрерывен. В условиях несостоятельности (банкротства) производственный процесс имеет циклический характер. И возникает вопрос: как осуществлять ведение бухгалтерского учета в создавшихся условиях?

Нормативного регулирования учета несостоятельности операций, связанных с процедурой банкротства, в настоящее время нет. Специфические особенности ведения бухгалтерского учета, вызванные чрезвычайной ситуацией, определены Законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Ведение бухгалтерского учета в период процедур банкротства возложено на арбитражных управляющих, исполняющих полномочия органов управления предприятия-должника.

Бухгалтерский учет ведется на предприятии на протяжении всего периода ведения процедур банкротства в полном соответствии с требованиями профильного законодательства Российской Федерации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, а в период ведения процедур банкротства – на арбитражного управляющего.

Специфика бухгалтерского учета на предприятии, в отношении которого были введены процедуры банкротства, обусловлена прежде всего составом пользователей бухгалтерской (учетной) информацией, составом и содержанием самой учетной информации, необходимой им.

В период ведения процедуры наблюдения у предприятия-должника возникает множество расходов и затрат, не относящихся к хозяйственной деятельности. В состав расходов и затрат включают следующее:

• расходы на проведение и созыв первого собрания кредиторов;

• расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

• вознаграждение арбитражному управляющему;

• на основании решения арбитражного суда расходы на хранение;

• судебные расходы;

• расходы на проведение экспертизы;

• расходы на публикацию о торгах;

• расходы на проведение торгов;

• расходы на проведение оценки имущества и другие.

Отсутствие нормативной базы учета операций, связанных с банкротством предприятий, ставит вопрос учета расходов и затрат, связанных с банкротством предприятий, отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг) и правильности исчисления налогов. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99», утвержденному приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на две группы:

• расходы по обычным видам деятельности;

• прочие расходы.

Расходы и затраты, связанные с процедурой банкротства, относятся к прочим расходам, но напрямую отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) их нельзя. Так как они не увеличивают стоимость продукции (работ, услуг), то целесообразно их учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства». К нему могут быть открыты отдельные субсчета в зависимости от видов расходов и источников их покрытия. Данного мнения придерживается группа ученых – А. П. Бархатов, И. Н. Богатая, Г. В. Федорова, Г. Б. Юн.

По дебету этого счета отражают суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.

Списание расходов отражается с кредита счета в дебет счетов источников их покрытия: собственных средств предприятия (капитала и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также прибыли (убытков) отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)); счетов реализации имущества (91 «Прочие доходы и расходы») или продажи предприятия.

При отнесении данных расходов к прочим расходам в соответствии с п.15 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 необходимо произвести зачисление на счет прибылей и убытков, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

В процессе ведения процедуры возникают расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве, и судебные издержки.

В состав судебных издержек в соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (АПК РФ) включают:

• денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;

• расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;

• расходы на оплату адвокатов и иных лиц, оказавших юридическую помощь (представителей);

• иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, связанном с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Состав расходов по делам о банкротстве согласно статье 59 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» представлен:

• расходами на уплату государственной пошлины;

• расходами на опубликование сведений в СМИ;

• расходами на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения своей деятельности.

Данной статьей предусмотрено покрытие этих расходов имуществом должника, и возмещаются они вне очереди. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

При обращении в арбитражный суд предприятиям необходимо уплатить государственную пошлину. Она будет учтена в составе прочих расходов и отнесена на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Порядок уплаты и размеры государственной пошлины установлены Налоговым кодексом РФ. Размер зависит от цены и характера иска.

В бухгалтерском учете расходы по оплате государственной пошлины отражают следующим образом:

Начислена государственная пошлина, подлежащая уплате в бюджет —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Внесена государственная пошлина в бюджет —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Списывается сторно ранее начисленная государственная пошлина при возврате искового заявления —

На основании решения арбитражного суда возмещена кредитору или кредиторам, объединившим свои иски к должнику, сумма государственной пошлины —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Принято требование истца о возмещении государственной пошлины по решению арбитражного суда —

Дебет счета 91«Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Возмещена государственная пошлина истцу —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

При проведении процедуры банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае если количество кредиторов должника превышает 100 или оно не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

Опубликованные сведения должны содержать:

• наименование должника и его адрес;

• наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт;

• дату принятия судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства;

• номер дела о банкротстве должника;

• фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего, адрес для направления ему корреспонденции;

• наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

• установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Тираж официального издания, периодичность и срок опубликования информации, порядок финансирования оказываемых услуг и цены на такие услуги устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подлежащие опубликованию сведения могут быть опубликованы в электронных средствах массовой информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В иных средствах массовой информации могут быть опубликованы сведения о судебных актах, вынесенных арбитражным судом.

Расходы на опубликование этих сведений в средствах массовой информации оплачивает должник. При отсутствии у должника денежных средств оплату необходимых сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.

В бухгалтерском учете организации производятся следующие записи:

Перечислена предоплата за публикацию объявления о введении на предприятии процедуры наблюдения —

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Списаны расходы на публикацию объявления в день выхода печатного издания —

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Начислен НДС —

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Предъявлен к налоговому вычету НДС на основании полученного счета-фактуры —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

С введением процедуры банкротства назначается арбитражный управляющий из числа членов саморегулируемой организации. Для ведения процедуры наблюдения назначается временный управляющий. За ведение процедуры управляющему выплачивается вознаграждение за каждый месяц осуществления им своих полномочий.

Размер вознаграждения определяется кредитором или собранием кредиторов, утверждается арбитражным судом, но оно не может быть ниже 10 тыс. руб. в месяц согласно п. 1 ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Также конкурсный кредитор, собрание кредиторов могут установить дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов.

В процессе ведения процедуры наблюдения полномочия руководства предприятием возлагаются на временного управляющего, а значит, затраты на выплату его вознаграждения следует учитывать в бухгалтерском учете как расходы на управление.

На вознаграждение управляющего не надо начислять единый социальный налог (ЕСН), взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также удерживать с него налог на доходы физических лиц. Управляющим может быть только индивидуальный предприниматель, который вносит платежи самостоятельно.

В бухгалтерском учете организации учет на выплату вознаграждения учитывают следующим образом:

Начислено вознаграждение временному управляющему —

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выплачено вознаграждение временному управляющему —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 50 «Касса».

Если возникает необходимость, то для ведения судебных действий привлекаются квалифицированные специалисты (эксперты, юристы и т. д.). Это могут быть и штатные сотрудники, и специализированные организации. Специалистам собственной юридической службы начисляют заработную плату и учитывают расходы на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а услуги специализированной организации учитывают в составе общехозяйственных расходов.

Расходы по начислению и выплате вознаграждений специалистов отражаются следующими записями:

Начислена заработная плата штатному сотруднику юридической службы

организации —

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Принято по акту выполнение юридических услуг —

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Начислен НДС —

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Произведен налоговый вычет по НДС —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Выдан аванс организации, оказывающей юридические услуги —

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на управляющего, ведущего процедуру банкротства.

Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу. Поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не следует списывать судебные расходы вплоть до окончания решения дела.


Тема 11. Учет инвестиций

Литература:

1. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет для менеджеров: Учебник / В.М.Богаченнко, Н.А.Кириллова. Изд-е 2-е, дополн. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 368 с.

2. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: учебник / Н.Г.Сапожникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – С.227, С.376.

3. Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. бухгалтерский учет: экзаменационные ответы. – 3-е изд. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов н/Д: «Феникс», 2008. – С. 101, С.353.

4. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов / под ред. Проф. Ю.А.Бабаева. – М.: Вузовский учебник, 2012. – С.575, С.530.

5. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 350 с.

6. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П.Козлова, Т.Н.Бабченко, Е.Н. Галанина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 752 с.

7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 640 с.

Вопросы:

1. Виды и классификация инвестиций.

2. Капитальные инвестиции. Учет капитального строительства.

3. Учет строительного производства.

4. Учет долгосрочных и текущих финансовых инвестиций.

5. Учет финансовых инвестиций по методу участия в капитале.

6. Учет финансовых инвестиций, приобретенных с целью последующей продажи.

7. Учет финансовых инвестиций, которые содержатся до их погашения.

Самостоятельная работа студентов (работа над темами для самостоятельного изучения).

1. Учет финансовых инвестиций по методу участия в капитале.

2. Учет финансовых инвестиций, приобретенных с целью последующей продажи

3. Учет финансовых инвестиций, которые содержатся до их погашения.

1. Виды и классификация инвестиций

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного социального эффекта;

Инвестиционная политика организации предусматривает два варианта вложений:

· портфельные инвестиции - вложения капитала в группу проектов, связанных с приобретением ценных бумаг;

· реальные капиталообразующие вложения - капитальные вложения в имущество.

Первая группа вложений представляет собой финансовые вложения.

Финансовыми вложениями называются инвестиции в ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

Финансовые инструменты представляют собой любой срочный договор, в результате которого происходит купля-продажа финансового актива на определенных и заранее согласованных сторонами условиях.

Финансовый актив - это товар, который покупается и продается на финансовом рынке. Финансовые активы (ценные бумаги) представляют собой денежные документы, удостоверяющие право собственности или отношения владельца документа по отношению к лицу (эмитенту), выпустившему такой документ. Ценные бумаги как рыночный товар - это бумаги, которые могут самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, а также служить источником получения регулярных или разовых доходов.

Финансовый актив, как и любой обычный товар на рынке капитала, может быть охарактеризован с различных позиций. Этот товар имеет меньшее количество характеристик по сравнению с потребительскими товарами. В частности, существуют четыре основные характеристики финансового актива: цена, стоимость, доходность, риск.

Существующие возможности инвестирования различаются по степени доходности и риска. Среди наименее рисковых можно назвать вложения в банковские депозиты и государственные ценные бумаги. Возможны также инвестиции в уставные капиталы других организаций как напрямую, так и путем приобретения их акций на вторичном фондовом рынке.

В бухгалтерском законодательстве предусмотрены определенные требования по ведению учета и отражению хозяйственных операций, связанных с формированием и движением финансовых активов, которые нельзя не учитывать в финансовом управлении.

Вложения денежных средств в финансовые активы в целях получения дохода рассматриваются в бухгалтерском учете как самостоятельный объект - финансовые вложения. Порядок ведения бухгалтерского учета финансовых вложений регулируется ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденным приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н.

Согласно п. 2 ПБУ 19/02 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающих из этого права;

2. переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

3. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям относят:

1. государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, вексель);

2. вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и независимых обществ);

3. вклады организации - товарища по договору простого товарищества;

4. предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитные организации, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

Наиболее распространенным видом финансовых вложений являются вложения в ценные бумаги - приобретение акций, облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов и т.п.

Финансовые вложения классифицируются по различным признакам:

1. в зависимости с уставным капиталом различают финансовые вложения с целью образования уставного капитала (акции, инвестиционные сертификаты) и долговые (облигации, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства, векселя);

2. по формам собственности различают государственные и негосударственные ценные бумаги;

3. в зависимости от срока, на который осуществляются финансовые вложения, их подразделяют на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным относятся финансовые вложения, срок возврата которых превышает один год. Затраты на приобретение акций других организаций или иное участие в их уставном капитале во всех случаях относят к долгосрочным вложениям, так как срок возврата этих средств, как правило, не определен. К краткосрочным финансовым вложениям относят вложения в депозиты, займы, облигации и другие ценные бумаги, срок погашения которых не превышает одного года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: