double arrow

Вопрос 4 Факторный анализ рентабельности производства


Вопрос 3. Факторный анализ рентабельности продаж.

Факторный анализ рентабельности продаж производится примерно также как факторный анализ рентабельности производства. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:

в том числе:

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

По данным табл. 2 рассчитаем их влияние на изменение уровня рентабельности по изделию А:

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 43 и 44:

в том числе:

Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции на 2317 млн руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 3,67%.




Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия А произведем способом цепной подстановки, используя данные табл. :

План по уровню рентабельности изделия А недовыполнен в целом на 9,45% (15,55-25). За счет повышения цены он возрос на 5 % (30-20), а за счет повышения себестоимости продукции снизился на 14,45 %(15,55-30). Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной продукции.

Из табл. 48 видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как выполнен план по уровню рентабельности и какие факторы на это повлияли.

Таблица 48 – Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Используя данные табл. 48, сделаем этот расчет по изделию А (табл. 49).

Таблица 49 – Расчет влияния факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности изделия А

Затем надо установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.







Сейчас читают про: