double arrow

Понятие информации


ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

Впервые понятие информации было сформулировано Н.Винером, полагавшим, что все явления в природе охватываются тремя основными понятиями: вещество, энергия, информация. В отличие от Н.Винера, не рассматривавшего взаимосвязь этих компонентов, многие современные авторы тесно увязывают их и рассматривают как единую систему.

Термин «информация» происходит от латинского слова «information» -разъяснение, изложение, осведомленность.

Однако определение этого понятия в разных областях дано по-разному. Например, несколько гуманитарных определений понятия «информация»:

· информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом [БСЭ, 1980];

· информация - содержание сообщения или сигнала; сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте [Терминологический словарь, 1991].

В экономике информацию рассматривают как сведения, которые необходимо фиксировать, передавать, хранить и обрабатывать для использования в управлении как хозяйством страны в целом, так и отдельными его объектами.




С правовой точки зрения информация определяется как «некоторая совокупность различных сообщений о событиях, происходящих в правовой системе общества, ее подсистемах и элементах и во внешней по отношению к данным правовым информационным образованиям среде, об изменениях характеристик информационных образований и внешней среды, или как мера организации социально-экономических, политических, правовых, пространственных и временных факторов объекта. Она устраняет в правовых информационных образованиях, явлениях и процессах неопределенность и обычно связана с новыми, ранее неизвестными нам явлениями и фактами».

При исследовании природы информации обычно приняты два основных подхода.

1. Атрибутивный трактует информацию как свойство движущейся материи, состоящее из структурности, упорядоченности и разнообразии ее состояний. Признание всеобщности той стороны реальных объектов и процессов, которая отражается в понятии информация, как проявление атрибутивных свойств объектной реальности - суть этой концепции, ее отличительная черта.

2. Функционально-кибернетический рассматривает информацию как свойство определенного класса информационных систем, которое возникает и обогащается в процессе становления, развития этих систем, их функционального взаимодействия между собой и внешним миром. Такими системами являются, во-первых, живые организмы, их сообщества, во-вторых, человек и человеческое сообщество и, в-третьих, интеллектуальные системы.

Таким образом, под информацией принято понимать все, что меняет содержание знаний приемника информации относительно того предмета, о котором поступает информация. С концептуальной точки зрения в информационном процессе всегда участвуют:



· источник информации;

· материальный канал передачи информации;

· материальный носитель информации;

· приемник информации;

· предмет (содержание) информационного сообщения;

· первоначальные знания приемника информации о предмете информационного сообщения;

· приращение знаний приемника информации в результате приема информационного сообщения;

· осознание приемником информации степени полезности полученной информации.

Правильное восприятие информации конечным потребителем может быть затруднено из-за наличия различных помех, называемых информационным шумом.

Различаются три разновидности шума и соответственно три информационных фильтра, блокирующих этот шум.

1. Синтаксический фильтр. В последовательности знаков, хранимых на носителе или передаваемых, могут быть обнаружены участки, относительно которых отсутствует соглашение о придании им смысла. Эти участки составляют синтаксический шум, и они распознаются синтаксическим фильтром. Фильтр содержит набор решающих правил, позволяющих различать правильные (осмысленные) и неправильные (бессмысленные) последовательности знаков.

2. Семантический фильтр. Первый аспект семантического шума связан с отсутствием новизны в получаемом сообщении. Иначе говоря, сообщение не расширяет знаний потребителя. Второй аспект семантического шума связан с прохождением ложного сообщения через синтаксический фильтр. Допустим, что сообщение "Количество студентов, поступивших в 2001 году на факультет менеджмента и бизнеса в группу 1417 равно 3 человекам" дважды искажено так, что вместо цифры 5 воспринято 7 и вместо 25 воспринято 3. Первое искажение может быть зарегистрировано синтаксическим фильтром, только если группа с кодом 1417 вообще не существует на факультете, а второе искажение синтаксический фильтр не заметит. Такие искажения должен обнаруживать семантический фильтр. Он проверяет соответствие контролируемого сообщения с уже имеющейся информацией. Если в нашем примере установлено, что количество студентов в группе должно превышать 20 человек, а для группы 1415 она составляет 3 человека, то после исправления первой ошибки семантический фильтр обнаружит вторую ошибку. Существенные для семантического фильтра взаимосвязи устанавливаются также предметными науками, например бухгалтерским учетом, экономической статистикой и др.



3. Прагматический фильтр устанавливает степень ценности информации для потребителя. Элементы прагматической оценки обычно охватывают полноту информации (исчерпывающее отражение явления), ее своевременность, компактность (возможна меньшая длина сообщения), употребимость (число потенциальных потребителей) и доступность.

Информация на пути от источника к потребителю проходит через ряд преобразователей - кодирующих и декодирующих устройств, вычислительную машину, обрабатывающую информацию по определенному алгоритму, и т. д. На промежуточных стадиях преобразования семантические и прагматические свойства сообщений отступают на второй план ввиду отдаленности потребителя, поэтому понятие информации заменяется на менее ограничительное понятие "данные".

Данные представляют собой набор утверждений, фактов и/или цифр, лексически и синтаксически взаимосвязанных между собой.

Понятие информации должно быть связано с определенным объектом, свойства которого она отражает. Кроме того, наблюдается относительная независимость информации от носителя, поскольку возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов независимо от ее содержания, т.е. семантики.

Информация о любом материальном объекте может быть получена

· путем наблюдения,

· натурного либо вычислительного эксперимента,

· на основе логического вывода.

Поэтому говорят о доопытной, или априорной информации и послеопытной, т.е. апостериорной, полученной в итоге эксперимента.

Информация возникает за счет отражения, которое является свойством всей материи, любой материальной системы. Свойство отражения совершенствуется по мере развития материи от элементарного отражения до высшей его формы - сознания. Процесс отражения означает взаимодействие объектов материального мира.

Информация - результат отражения. Информация отображает некоторый образ реального мира, который в дальнейшем может существовать независимо от материального объекта. Действительно, для описания естественных либо искусственно созданных объектов используют информационные модели, которые далее могут быть исходным материалом для разработки систем. Очень важно, чтобы эти модели были адекватны реальным объектам. Любое исследование сопровождается большим объемом информации, которая требует обработки, представления и использования зачастую в реальном масштабе времени. Таким образом, понятие информации предполагает наличие двух объектов - источника информации и потребителя. Важно, чтобы информация для потребителя имела смысл. Потребитель информации может ее оценивать в зависимости от того, где и для какой конкретной задачи информация используется.

Выделяют такие аспекты информации, как прагматический, семантический и синтаксический.

Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели с использованием получаемой информации. Этот аспект информации влияет на поведение потребителя. Если информациябыла эффективной, то поведение потребителя меняется в желаемом направлении, т.е. информация имеет прагматическое содержание. Таким образом, этот аспект характеризует поведенческую сторону проблемы.

Семантический аспект позволяет оценить смысл передаваемой информации и определяется семантическими связями между словами или другими смысловыми элементами языка.

Синтаксический аспект информации связан со способом ее представления. В зависимости от реального процесса, в котором участвует информация (осуществляется ее сбор, передача, преобразование, отражение, представление, ввод или вывод), она представляется в виде специальных знаков, символов.







Сейчас читают про: