Техническое обеспечение (ТО) и его состав
Техническое и технологическое обеспечение АИС
Под техническим обеспечением (ТО) понимают состав, формы и способы эксплуатации различных технических устройств, необходимых для выполнения информационных процедур: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и использования информации.
Элементы ТО:
1. Комплекс технических средств;
2. Организационные формы использования технических средств;
3. Персонал, который работает на технических средствах;
4. Инструктивные материалы по использованию техники.
1) Комплекс технических средств (КТС) – это совокупность взаимосвязанных технических средств, предназначенных для автоматизированной обработке данных.
Требования к КТС: высокая производительность; надежность; защита от несанкционированных доступов; эффективность функционирования при допустимых стоимостных характеристиках; минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию; защита от несанкционированных доступов; рациональное распределение по уровням обработки.
В комплексе технических средств выделяются:
А. Средства сбора и регистрации информации:
¾ автоматические датчики и счетчики для фиксации наступления каких-либо событий, для подсчета значений отдельных показателей;
¾ весы, часы и другие измерительные устройства;
¾ персональные компьютеры для ввода информации документов и записи ее на машинные носители;
¾ сканеры для автоматического считывания данных с документов и их преобразования в графическое, цифровое и текстовое представление.
Б. Комплекс средств передачи информации: компьютерные сети (локальные, региональные, глобальные); средства телеграфной связи; радиосвязь; курьерская связь и др.
В. Средства хранения данных: магнитные диски (съемные, стационарные); лазерные диски; магнитооптические диски; диски DVD (цифровые видеодиски).
Г. Средства обработки данных или компьютеры, которые делятся на классы: микро-ЭВМ; малые ЭВМ; большие ЭВМ; супер-ЭВМ. Они отличаются технико-эксплутационными параметрами (объемы памяти, быстродействие и пр.).
Д. Средства вывода информации: видеомониторы; принтеры; графопостроители.
Е. Средства организационной техники: изготовления, копирования, обработки и уничтожения документов; специальные средства (банкоматы), детекторы подсчета денежных купюр и проверки их подлинности и пр.).
В настоящее время на информационном рынке предлагается множество компьютеров, начиная с карманных ПЭВМ и заканчивая суперкомпьютерами.
Карманные персональные компьютеры (КПК) в комплекте с сотовым телефоном, факс-модемом и мобильным принтером представляют для корпоративных пользователей полноценный мобильный электронный офис, позволяющий реализовать удаленный доступ к локальной сети объекта
Блокнотные ПК (портативные компьютеры, ноутбуки), впервые появившись на рынке в 1981 г., быстро прогрессировали: их вес сократился с 11 кг до 2 кг при резком увеличении функциональных, графических, сервисных и технических возможностей.
Появившиеся с 1998 г. ПК в сфере автоматизации домашнего хозяйства (Home PC) охватили широкий круг направлений – от оснащения системой сигнализации, электроникой и энергоресурсами в доме до полива домашних цветов, реализации заказов в магазинах, ведения электронной почты, домашней бухгалтерии и пр. Рядом фирм выдвинуты стратегии развития этого класса ПК, направленные на облегчение передачи цифровых мультимедийных данных, доступа на аудиосистемы, телевизоры и другую электронику (холодильник, стиральные и иные машины, кондиционер) в любых точках жилого дома.
Базовые настольные ПК со стоимостью до 2 тыс. долл. с 1995 г. стали самым широким классом ПК для пользователей из разных сфер деятельности. Эти ПК создаются на базе мощных версий двухядерных микропроцессоров – Intel и AMD.
Основные факторы, влияющие на выбор настольных ПК для решения экономических задач:
Установление целей применения компьютера.
Принадлежность приобретаемого компьютера к семейству IВМ РС.
Технико-эксплуатационные характеристики (быстродействие, объемы памяти).
Цена в зависимости от сборки ("красной", "желтой", "белой").
Гарантия не менее 3 лет.
Подготовленность персонала к использованию техники.
Возможность технического сопровождения компьютера – "горячая линия".
Безопасность при работе с ПЭВМ.
Сетевые компьютеры являются развитием базового настольного ПК с сокращенными расходами на поддержку сети, интеграцией дистанционного управления на базе разнообразного оборудования и комплекса программного обеспечения.
Сервер начального уровня может поддерживать небольшую (до 40 пользователей) локальную сеть.
Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня отличают 2-8 наиболее производительных процессоров. Они ориентированы в основном на удовлетворение потребностей электронного бизнеса: обеспечение безопасности передачи данных через Интернет, круглосуточное обслуживание заказов клиентов, упрощение доступа в Интернет, сокращение расходов на интернет-коммуникации и др.
Однако ряд задач, связанных с метеорологией, военным делом, атомной сферой и др. решаются только с помощью суперкомпьютеров и кластерных систем.
Объединение машин, выступающее единым целым для операционной системы, системного программного обеспечения, прикладных программ и пользователей, называется кластерной системой.
2). Организационные формы использования компьютеров. Способы использования компьютера принято называть организационными формами использования машин. На практике их применяется 2 вида:
Вычислительные центры (ВЦ).
Локальные АРМы и вычислительные сети.
ВЦ применяются на крупных предприятиях, банках, государственных органах. Это специфические предприятия по обработке информации. Они оснащаются большими и сверхбольшими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются мини-ЭВМ, микро-ЭВМ. На ВЦ есть система управления (руководства), отделы постановки задач, программирования, обслуживания машин, а также производственные подразделения: группы приемки документов, переноса информации на носители, администрация банков данных, выпуска информации, размножения материалов и т.д.
Для АРМов специалистов характерно размещение компьютеров на рабочих местах, по отдельным участкам работ.
Становление цивилизованных рыночных отношений в нашей стране невозможно без широко использования новых информационных технологий во всех социально значимых видах человеческой деятельности.
Понятие "технология" в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение.
Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс реализуется различными средствами и методами. Процесс материального производства предполагает обработку ресурсов с целью получения материальных продуктов (товаров). Если речь идет об информационных технологиях, то роль ресурсов играют информационные ресурсы (§ 1.1).
Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.
Информационные ресурсы | ® | Информационные технологии | ® | Информационные продукты, услуги |
Информационный продукт используется, в частности, для принятия решений.
Существует разница между понятиями "информационная система" и "информационная технология".
Информационная технология (ИТ) является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование).
Компьютерная информационная система является человеко-машинной системой обработки информации с целью организации, хранения и передачи информации. Например, технология, работающая с текстовым редактором, не является информационной системой.
ИТ можно рассматривать также как совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.
Структура ИТ включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:
· информационные процедуры;
· технологические операции и переходы.
Технологический процесс – часть процесса производства информационной продукции, содержащая действия по изменению состояния предмета производства (например, преобразования «данные Þ информация Þ знания» табличной формы представления информации в графическую, отображение теста по гипертекстовой ссылке и др.).
Информационные процедуры – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и характеризующаяся неизменностью объекта производства и используемых средств реализации ИТ и средств контроля (рис.).
Технологические операции – законченная заключительная часть технологической операции, обеспечивающая условия для начала следующей технологической операции.
Сбор и регистрация информации | Передача информации | Обработка информации | Хранение, поиск информации | Анализ, подготовка принятия решений |
ОПЕРАЦИИ | ||||
Сбор | Ввод в каналы связи, в систему передачи данных | Ввод информации в систему | Хранение | Анализ исходной информации |
Передача | Преобразование из цифровой формы в аналоговую | Контроль ввода | Запрос | Моделирование |
Регистрация в машинном носителе, в документе | Передача информации | Обработка информации | Поиск | Прогноз |
Ввод в информационную систему | Вывод сообщений с обратным преобразованием | Ввод и контроль вывода | Контроль поиска | Анализ и корректировка |
Контроль ввода и регистрации | Контроль вывода | Отображение результатов | Выдача и актуализация данных | Подготовка принятия решений |
Контроль |
Бурное развитие ИТ во всех социально значимых областях жизни человечества в конце XX в. потребовали упорядочения и классификации этой предметной области.
По обслуживаемым предметным областям АИТ подразделяются на технологии:
· банковской деятельности;
· налоговой деятельности;
· страховой деятельности и т.д.
По типу пользовательского интерфейса АИТ делятся на:
· пакетные ИТ (централизованной распределенной обработки);
· диалоговые ИТ;
· сетевые (многопользовательские) ИТ.
По способу построения сети ИТ можно разделить на:
· локальные;
· многоуровневые;
· распределенные.
В зависимости от роли человека в процессе управления различают два вида ИТ: 1) информационно-справочные (пассивные), поставляющие информацию оператору после его запроса системы; 2) информационно – советующие (активные), которые выдают абоненту предназначенную для него информацию по ситуации или периодически через определенные промежутки времени.
По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:
· электронная обработка экономических данных;
· автоматизация функций управления;
· электронный офис;
· экспертнаяподдержка и пр.
По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ:
· работа с текстовым редактором;
· операции с табличным процессором;
· работа с СУБД.
· работа с графическими объектами;
· мультимедийные системы;
· гипертекстовыесистемы.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.
С точки зрения вида обрабатываемой информации можно выделить ИТ:
1. Технология формирования документов включает процессы создания и преобразования документов.
2. Технология обработки изображений строится на анализе преобразований и трактовке изображений.
3. Обработка текстов включает ввод текста, его подготовку, оформление и вывод.
4. Обработка таблиц осуществляется комплексом прикладных программ, осуществляющих ввод и обновление данных в таблицы, выполнение расчетов по формулам и пр.
5. Технология обработки речи, включая ее распознавание и синтез.
6. Технология обработки преобразования сигналов.
7. Технология электронной подписи.
8. Электронный офис, базирующийся на обработке данных, таблиц, текстов, изображений, графиков.
9. Электронная почта и пр.
Информационные технологии, как и сами компьютеры, прошли несколько этапов. Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области.
Выделяются 3 этапа развития информационных технологий:
1) С начала шестидесятых годов. Характерно решение трудоемких задач, в частности, в области бухгалтерского учета с централизованным коллективным использованием вычислительных средств. Централизованная обработка экономических данных имеет достоинства: а) возможность обращения пользователей к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры; б) сравнительная легкость внедрения новых решений благодаря наличию специализированных подразделений предприятия (вычислительных центров). Недостатки централизованной обработки: а) ограничена ответственность пользователей за результаты решения экономических задач; б) ограничены возможности пользователя по получению и использованию информации.
2) С середины семидесятых годов. Этот этап связан с появлением ПЭВМ. Происходит смещение технологических процессов с ориентацией на индивидуального пользователя, с внедрением частичной децентрализации и полной децентрализованной обработки данных. Достоинства децентрализованной обработки: а) повышается ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач; б) появляются возможности для проявления инициативы и творческого развития пользователя. Недостатками децентрализованной обработки экономических данных: а) сложность стандартизации из-за большого числа уникальных достижений; б) психологическое неприятие пользователями рекомендуемых стандартов и готовых продуктов; в) неравномерность развития уровня информационной технологии на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.
3) С начала девяностых годов. Ориентировка меняется на использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.). Ориентация технологических процессов вновь смещается в сторону централизованной обработки экономических данных.
В настоящее время используется понятие " новая информационная технология ". Это понятие предполагает:
1. Использование персональных компьютеров и сетей ЭВМ.
2. Наличие коммуникационных средств.
3. Наличие диалоговой (интерактивной) работы с компьютером.
4. Наличие интеграционного подхода.
5. Гибкость процессов изменения данных и постановок задач.
6. Органическое "встраивание" компьютеров в существующую на предприятиях технологию управления.
В настоящее время к новым ИТ можно отнести:
1. Интернет-технологии. Среди популярных услуг предоставление различного рода документов, распространение программ, текстов, книг, служба новостей, электронная почта и многое другое.
2. Системы искусственного интеллекта, реализуемые различными средствами: нейронными сетями, генетическими алгоритмами и др.
3. Видеотехнологии и мультимедиатехнологии.
4. Объектно-ориентированная технология, основанная на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов, используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования.
5. Технология управления знаниями, в которой идет распространение знаний и др.
При рассмотрении новых информационных технологий необходимо учитывать следующее:
· срок замены существующих технологий на новые, более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3;
· преимущественными темпами в мире развиваются различные сетевые технологии;
· российский рынок технологий ориентирован исключительно на технические средства зарубежного производства, что приводит к снижению общей доли отечественных разработок информационных технологий по отношению к количеству адаптируемых зарубежных.