double arrow

Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей


Глава 4 Эластичность спроса и предложения

Резюме

Минимальная цена и излишек товаров

Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируют и правительства большинства стран с развитой рыночной экономикой. Но ситуация здесь прямо противоположная. Уровень производства сельскохозяйственной продукции в США, западноевропейских странах таков, что ее хватает не только для того, чтобы накормить население стран-производителей. Значительная часть этой продукции экспортируется. Высокое предложение приводит к установлению довольно низкой равновесной цены. Если бы фермеры продавали свою продукцию по рыночным ценам, то значительная их часть, имея высокие издержки, была бы обречена на разорение, что привело бы к росту безработицы, социальным конфликтам.


Государства развитых стран, не желая допустить разорения большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «пол» цены, т. е. фиксируют цену на уровне выше равновесной. К чему это приводит, можно проследить, обратившись к графику (рис. 3-13).

При цене выше равновесной величина предложения составит OQ2, а величина спроса — OQ1, т. е. объем предложения превысит объем спроса и образуется излишек, величина которого соответствует отрезку Q1Q2.




При таких обстоятельствах государство вынуждено скупать этот излишек продукции у фермеров или выплачивать им дотации за то, что они сокращают объем посевных площадей. И в том и в другом случае деньги берутся из карманов налогоплательщиков. Поэтому часто разгораются жаркие споры, надо ли проводить политику регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию или лучше тратить деньги налогоплательщиков на переквалификацию разоряющихся фермеров и их трудоустройство. Проблема эта выходит за рамки развития только одной отрасли. Поддержание платежеспособности фермеров обеспечивает гарантированный спрос на промышленную продукцию для сельского хозяйства и услуги для села, а следовательно, занятость в смежных отраслях и сохранение социально-политической стабильности в странах.

Спрос выражается зависимостью между количеством товара, который покупатель желает и может приобрести, и ценами на этот товар. Возможность покупки зависит от того, располагает ли покупатель достаточной суммой денег. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса.

Изменение величины спроса может быть проиллюстрировано движением по кривой спроса вверх, если цена растет, или вниз, если она снижается. Факторы, не связанные с ценой данного товара, — размеры дохода покупателей, их вкусы и предпочтения, цены на взаимозаменяемые или дополняющие товары, ожидания изменения цен или доходов, изменение числа покупателей — приводят к изменению спроса и перемешают кривую спроса вправо, если спрос растет, или влево, если спрос падает.



Предложение выражается зависимостью между количеством товара, который продавец желает и может продать, и ценами на этот товар. Величина предложения находится в прямой зависимости от величины цены: чем выше цена, тем больше объем предложения.

Изменение величины предложения иллюстрируется движением по точкам кривой предложения: вверх, если цена растет, вниз, если цена падает. Изменение предложения происходит, если действуют факторы, не связанные с ценой данного товара: изменение издержек производства, введение новых технологий, установление или отмена налогов и дотаций, изменение цен на другие товары, близкие к рассматриваемому, ожидание изменения цен, изменение числа производителей. Рост предложения приводит к сдвигу кривой предложения вправо, снижение предложения сдвигает кривую влево.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке при совершенной конкуренции ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара. Равновесная цена — это цена, при которой объем предложения совпадает с объемом спроса.



Изменение рыночной цены происходит при изменении спроса или предложения либо того и другого одновременно.

Вмешательство внешних сил, каковыми являются государство или монополия, приводит к нарушению рыночного равновесия. Установление государством цены выше равновесной («пол» цены) ведет к возникновению на рынке излишка продукции, который само же государство вынуждено закупать на деньги налогоплательщиков.

Устанавливаемый государством ценовой «потолок» сдерживает рост цены до уровня равновесной и вызывает образование стойкого дефицита, устранить который не под силу государству. Цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей расширять производство.

? Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте закон спроса.

2. Что такое эффект дохода?

3. В каком случае мы говорим об изменении величины спроса, а в каком — об изменении спроса?

4. Приведите примеры взаимозаменяемых и дополняющих товаров.

5. Всегда ли рост цен вызывает снижение величины спроса? равновесие

6. Сформулируйте закон предложения.

7. Как определяются границы роста объема предложения?

8. В каком случае мы говорим об изменении величины предложения, а в каком — об изменении предложения?

9. В чем состоит уравновешивающая функция рыночной цены?

10. Почему в условиях совершенной конкуренции дефицит и избыток носят временный характер?

11. Каковы последствия установления государством «потолка» цен?

Глава 4. Эластичность спроса и предложения

4.1 Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.

4.2 Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса

4.3 Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность

4.4 Ценовая эластичность предложения

4.5 Практическое применение теории эластичности

Прочитав эту главу, вы узнаете:

+ почему величина спроса на разные товары изменяется неодинаково при повышении или понижении цен на них в одной и той же степени;

+ как учитывают это явление предприниматели, когда принимают решение об изменении цен на свои товары

+ как измеряется степень реагирования величины спроса на изменение цены товара;

+ одинаково ли изменится величина предложения товаров, если происходит повышение или понижение цен на них в равной степени, и какое значение при этом имеет фактор времени;

+ какие факторы, помимо цен, влияют на степень реагирования величины спроса.

В предыдущей главе мы установили, что величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены. Теперь допустим, что произошло повышение цен на два вида продукции. Скажем, цены на молоко и «Пепси-колу» выросли в 2 раза. Означает ли это, что величина спроса на оба напитка снизится в равной степени? Ответ на этот вопрос кроме чисто теоретического интереса, имеет и важное практическое значение. Целесообразно ли фирмам повышать цены на свои товары без учета сокращения величины спроса на них. Предприниматели должны учесть, что повышение цены может привести к столь резкому падению объема спроса на их товары,что общая выручка от продажи товаров уменьшится. Это имеет практическое значение и для государства: уменьшение доход; от продажи товара приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет. Рассмотрение этих и других, связанных с ними, проблем и является предметом данной главы.

В экономической теории мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.

Мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги, называется ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА или ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ЦЕНЕ.

Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1%.

Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спрос на него изменится более чем на 1%. Например, если при подорожании велосипедов на 10% величина спроса на них упадет на 15% или при снижении цены на 25% величина спроса повысится на 40%, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене.

Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%. Например, если все сорта растительного масла подорожают на 49%, а объем спроса снизится только на 19%, можно будет сделать вывод, что спрос на растительное масло неэластичен по цене.

Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для предпринимателей, целью которых является увеличение дохода, или выручки от продажи товара, которую можно подсчитать, умножив цену одной единицы товара на количество реализованных товаров:

Y=P х Q, (4.1)

где Y - доход, или выручка от продажи товаров;

Р - цена единицы товара;

Q — количество проданного товара.

Если спрос на товар эластичен, как в рассмотренном случае с велосипедами, то можно составить следующую схему:

если Р , то Q в большей степени, чем растет цена, или если P , то Q в большей степени, чем падает цена (стрелки показывают соответственно рост ( ) или снижение ( )).

В случае же, когда спрос неэластичен, например спрос на все сорта растительного масла, то если P , то Q в меньшей степени, чем снижается цена, или если Р , ТО Q в меньшей степени, чем растет цена.

Следовательно, производители велосипедов для увеличения доходов должны снизить цены на них, а производители растительного масла, наоборот, повысить.

Проиллюстрируем эластичность спроса по цене с помощью кривых спроса. Рисунок 4-1 показывает, что в результате снижения цены на 1/3 — с 6 р. до 4 р. — объем спроса вырос в 2 раза — с 3 единиц товара до 6 единиц, что привело к росту дохода с 18 до 24 р. Следовательно, спрос на данный товар оказался эластичным.

На рис. 4-2 мы имеем пример неэластичного спроса, так как снижение цены в 2 раза привело к незначительному увеличению спроса — всего на 1/3, поэтому общий доход производителей уменьшился с 18 до 12 р. Особый случай представляет собой единичная эластичность спроса. Она предполагает, что повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%. Следовательно, единичная эластичность подразумевает, чтолюбое изменение цены товара или услуги сопровождается обратно пропорциональным изменением величины спроса на данный товар (услугу). Таким образом, при единичной эластичности PQ = YK, где YK — константа (неизменяющийся доход), а функциональная зависимость величины спроса от цены может быть представлена в виде:

Кривая спроса при единичной эластичности представляет собой гиперболу (см. рис. 4-3).

Сведем выводы, сделанные нами на основании анализа рисунков, в таблицу (см. табл. 4-1). Она дает основание сделать вывод о том, что когда цены и доход изменяются в противоположных направлениях, следует говорить об эластичном относительно цены спросе. Если же доход и цены изменяются в одном направлении, спрос относительно цены неэластичен. В случае когда изменение дохода не происходит при изменении цен, мы имеем дело со спросом, характеризующимся единичной эластичностью.

Существует два крайних случая эластичности, когда кривая ведет себя вопреки действию закона спроса (обратной зависимости величины спроса от цены). Эти случаи на практике встречаются редко.







Сейчас читают про: