Описательная статистика. Цель любого научного исследования, как мы уже указывали, заключается в обнаружении закономерностей внутри определенного класса явлений

Цель любого научного исследования, как мы уже указывали, заключается в обнаружении закономерностей внутри определенного класса явлений. Закономерность, в самом широком смысле слова означает некую регулярность, однотипность. О регулярности, в свою очередь, можно говорить там, где явления повторяются, где они носят более или менее массовый характер. Статистические методы как раз и предназначены для анализа подобных явлений и процессов. Они позволяют выявлять устойчивые тенденции и строить на этой основе теории, предназначенные для их объяснения.

Наука всегда имеет дело с разнообразием действительности, но свою задачу она видит в обнаружении порядка вещей, некоторой устойчивости внутри наблюдаемого разнообразия. Наука имеет дело с переменными, однако она стремится выделить такие их значения, которые лучше всего объясняют наблюдаемое разнообразие проявлений. Статистика снабжает нас удобными приемами такого анализа.

Для использования статистики требуются два основных условия:

а) мы должны иметь данные о группе (выборке) людей;

б) эти данные должны быть представлены в формализованном (кодифицированном) виде.

Задачи описательной статистики в целом совпадают с задачами качественного анализа: это сжатие информации и представление ее в удобном для обозрения виде.

3.1. ОДНОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Наиболее простой случай возникает тогда, когда наши данные могут быть представлены одной переменной. Используемые для этого методы объединяются в группу под названием одномерный статистический анализ. В зависимости от типа данных и от задач, которые ставит исследователь, выбирается тот или иной конкретный способ анализа.

Достаточно простым и удобным приемом анализа количественных данных является построение распределения частот. Например, проводится исследование, в котором каждому участнику, среди прочих, задается вопрос о его семейном положении. Ответы фиксируются, а общие результаты сводятся в таблицу. Далее эти первичные данные мы хотим представить в более сжатой и удобной для анализа форме. Для этого мы разбиваем их на категории, подсчитывая количество людей в каждой группе. Сами категории выбираются в зависимости от целей исследования и могут быть более широкими или более узкими. Если используется вопрос закрытого типа, то мы сразу фиксируем ответы в ко­дированной форме. Если же используется вопрос открытого типа, то кодирование осуществляет сам исследователь. Отметим, что более узкие категории всегда можно укрупнить. Но если информация структурируется прямо на этапе ее сбора, то потом нельзя будет разбить данные на большее число категорий. Часть информации оказывается потерянной.

Предположим, мы выбрали следующие катего­рии: женат/замужем, холост/не замужем, разведен/разведена, вдовец/вдова. Подсчитывая число ответов в каждом классе, мы можем построить таблицу распределения, которая значительно компактнее и удобнее для анализа, чем полная таблица ответов. Предположим, всего было 30 респондентов, и один из них отказался отвечать на данный вопрос. Тогда таблица распределения частот может иметь следующий вид:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: